Танк БТ-7РТ находится во дворе Дома офицеров Читинского гарнизона в парке ОДОРА.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние - хорошее (для макета).
Дата съёмки - 13 августа 2015 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. БТ-7 — советский колёсно-гусеничный танк периода 1930—1940-х годов.
Третий танк семейства советских лёгких танков БТ ("Быстроходный танк").
В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель.
Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался, как и БТ-5, в варианте с радиостанцией и без радиостанции.
Всего было произведено 5328 машин.
03. На БТ-7 первых выпусков, как и на БТ-5, устанавливали цилиндрические башни.
Но уже в 1937 году цилиндрические башни уступили место коническим цельносварным, характеризующимся большей эффективной толщиной брони.
В 1938 году танки получили новые телескопические прицелы со стабилизированной линией прицеливания.
Здесь стоит БТ-7РТ - командирский танк с цилиндрической башней с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З и характерной поручневой антенной.
По этим признакам он выпущен в 1935-1937 годах.
04. В тыльной части располагались карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400 л. с., 4-скоростная коробка передач, многодисковый сухой главный фрикцион, бортовые фрикционы и передачи, гитары (для привода колёсного хода), тормоза, а также топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один в корме).
Была увеличена емкость топливных баков.
БТ-7 имел новые главный фрикцион и коробку передач, разработанную А.Морозовым.
Бортовые фрикционы использовали переменные плавающие тормоза конструкции профессора В.Заславского.
За заслуги ХПЗ в области танкостроения в 1935 году завод наградили Орденом Ленина.
На этом танке крыша моторного отсека больше похожа на настоящую, чем у стоящего рябом БТ-5, но всё равно является поздней имитацией.
05. Корпус серийного БТ-7 выпуска 1935 года представлял собой жёсткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, удлинённой суженной закруглённой передней частью и трапециевидной тыльной частью.
Корпус собирался из броневых и стальных листов, преимущественно сварным способом, реже клёпаным.
Наружные стенки были съёмными, внутренние представляли собой 4-мм стальные листы.
06. 45-мм танковая пушка 20-К образца 1934 года и спаренный с нею пулемёт ДТ размещались в башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей.
Кормовые и зенитные пулемёты, а кроме того, и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной, устанавливались на части танков.
В экипаж входило 3 человека: командир (наводчик), заряжающий и водитель-механик.
07. Корпус танка держался на восьми пружинных рессорах (свечах): двух горизонтальных и шести вертикальных.
Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса.
Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка.
Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колёс.
При движении на колёсном ходу передняя пара катков становилась управляемой, а задняя пара — ведущей.
При гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.
08. Элементы рулевого управления в лобовом листе корпуса.
09. В 1938 году на танках начали использовать раздельнозвенные гусеницы с уменьшенным шагом, которые лучше себя показывали во время быстрой езды.
Применение новых гусениц потребовало изменить конструкцию ведущих колес.
Интересно, что на этом экземпляре башня 1935-37 годов выпуска, а гусеницы и ходовая по типу 1938 года.
Различия гусеничного движителя БТ-5 и ранних БТ-7 с поздними БТ-7 можно увидеть выше на снимке №5 или на последней фотографии в статье про стоящий рядом БТ-5.
10. Танки БТ-7 поступали преимущественно на вооружении танковых бригад танковых корпусов, а также в отдельные танковые бригады и предназначались для развития прорыва в глубину обороны противника (в соответствии с теорией глубокой наступательной операции).
11. Боевое крещение БТ-7 получил в сражении у озера Хасан входя во 2-ю механизированныю бригаду.
Затем массово участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад, причём последняя совершила 500-километровый марш к месту боевых действий на колёсах.
В целом танки получили хорошие отзывы, однако отмечались сложность управления, требовавшая высокого уровня подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащённость средствами связи.
Маршал Г. К. Жуков позже отмечал их недостатки из-за неудобства применения этих танков на песчаном грунте на колёсах.
Все эти недостатки подтвердились в польской кампании в сентябре 1939 года и в войне с Финляндией.
С другой стороны, танк не имел себе равных в манёвренности.
Танк стал гордостью и заслуженным символом автобронетанковых войск РККА в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени соответствовал представлению о танках как о главной ударной силе сухопутных войск.
Но, тем не менее, в конфликте у озера Хасан был безвозвратно потерян один БТ-7, ещё 48 были уничтожены в боях у реки Халхин-Гол (включая один БТ-7 артиллерийский), 2 машины стали жертвами Освободительного похода в Польшу и 96 — Советско-Финской войны.
12. Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе.
В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944 году.
Всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях.
Последний раз БТ-7 принял участие в бою при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года.
Например, в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через Большой Хинган, было около 211 БТ-7.
Японские танки в 1945 году соответствовали по классу танкам БТ.
Отсутствие насыщенности японской обороны противотанковыми средствами позволило с успехом провести рейды и охваты противника, на которые танки БТ и были рассчитаны.
Заключительным аккордом 10-летней боевой службы стал победный парад в Харбине.