Памятник установлен в Иркутске на пересечении улицы Советской и улицы Декабрьских событий.
Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте (остановки "1-я Советская" или "Усадьба Сукачёва", Октябрьский округ Иркутска).
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 04 августа 2015 года.
01.
02. Колонна танков "Иркутский комсомолец" построена на средства комсомольцев города и области на Иркутском авиационном заводе и передана воинской части в мае 1942 г. под Москвой
03. Памятник был открыт 9 мая 1967 года.
На постаменте установлен танк Т-34-85 №4100855
Его выпустили в октябре 1944 года в Нижнем Тагиле.
Эта машина не входила в оригинальную колонну "Иркутский комсомолец", но в составе других соединений участвовала в боях под г. Ковель, Люблин, Вроцлав и др.
А закончила свой боевой путь в Праге в мае 1945 г.
04. С началом Великой Отечественной войны началось движение за сбор средств на постройку боевой техники.
Инициаторами такого движения в Иркутской области выступили комсомольцы Иркутского завода тяжёлого машиностроения имени Куйбышева.
Первая колонна танков "Иркутский комсомолец" была отправлена на фронт к апрелю 1942 года, 6 мая 1942 года её передали танкистам 206-го запасного полка.
Всего было построено 12 танков Т-26 и БТ-5.
05. Вторая колонна танков поступила на фронт в марте 1943 года.
06. Уже в самом начале Великой Отечественной войны все понимали, что завоевать победу будет непросто и для этого необходима помощь каждого жителя страны.
Идея построить первые танки для фронта принадлежала комсомольцам Иркутского завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева.
В октябре 1941 года по их инициативе был проведен первый субботник, все средства от которого перечислили в фонд строительства танковой колонны.
Примеру заводчан последовала молодежь всей области.
Для сбора средств в иркутской конторе Госбанка был открыт счет под номером 160091, на который стали поступать взносы.
К делу дружно подключились комсомольцы и молодежь, а за ними и все трудящиеся области.
Они отчисляли на строительство танков заработанные на воскресниках деньги, вносили средства из личных сбережений, сдавали облигации госзаймов, продавали драгоценности и вещи.
За недолгих 3—4 месяца было собрано 2 миллиона 842 тысячи 855 рублей. (здесь и далее -
irkipedia.ru)
07. На эту сумму уже в ноябре 1941 года начали строить первые боевые машины.
Причем делали их тоже в Иркутске — на специально выделенном участке перед выходом из главного корпуса Иркутского авиазавода.
Несмотря на то, что у коллектива была огромная нагрузка по выпуску военной продукции (боевых самолетов, бомбардировщиков и осколочных мин), администрация дала согласие на строительство танков.
08. Работа была напряженной: часто бывало, что сутками не выходили с завода и спали тут же, в танках.
Сборка задерживалась из-за отсутствия многих деталей, массу сложных вопросов приходилось решать прямо на ходу.
Однако к апрелю 1942 года было сделано уже 12 танков: 8 танков БТ-5 и четыре — Т-26.
Оставалось провести ходовые испытания, установить вооружение и пристрелять его.
Испытания проводились по имеющимся техническим условиям.
Обкатка танков показала их пригодность, все узлы и агрегаты работали исправно.
Через два дня на машинах установили вооружение, и надо было определить готовность танков к бою.
Испытывали их за городом, по одной машине в день.
Все было отлично, танки сделали на совесть.
09. Доставить внушительные подарки фронту оказалось совсем непросто.
Больше двадцати дней, с длительными остановками, сибиряки перегоняли танки на запад.
Эшелон с машинами часто задерживался, потому что станции были забиты вагонами.
Когда лопалось терпение, иркутяне шли к начальнику станции с требованием немедленной отправки и даже посылали телеграммы в Министерство путей сообщения СССР.
Через 22 дня танковая колонна "Иркутский комсомолец" все-таки прибыла в Москву.
(на памятнике редкий элемент - фара - в живом виде)
10. «Товарищи красноармейцы, командиры, политработники, танкисты!
Сегодня мы принимаем от трудящихся Иркутской области драгоценный подарок — восемь боевых машин, — обратились тогда к солдатам командир — подполковник Василевский, батальонный военком комиссар Терехов и начальник штаба капитан Парский.
— Это еще раз подтверждает, насколько крепки и неразделимы наши фронт и тыл, составляющие единый боевой лагерь, насколько сильна наша готовность к разгрому немецко-фашистских оккупантов.
Помните, товарищи: экипажи, которым непосредственно вручаются боевые машины, тем самым облекаются высшим доверием народа, нашей партии и советского правительства.
Будьте же достойны этого высокого доверия!
Поздравляем с вручением боевых машин, обязываем в совершенстве изучить эту грозную технику, стать мастерами своего дела, бить в упор немецко-фашистских захватчиков до полного их истребления».
11. В этом же году был начат сбор средств на строительство второй колонны «Иркутский комсомолец».
На этот раз жители пожертвовали в Фонд обороны 12 миллионов 300 тысяч рублей.
Еще 55 тысяч рублей сумели собрать пионерские организации на свой танк «Иркутский пионер».
Таким образом, в марте 1943-го уже вторая танковая колонна «Иркутский комсомолец», в составе 20 машин Т-26, была вручена танкистам 237-го танкового полка.
(на литой башне надпись 0 К 548 М)
12. Боевая судьба несерийных машин колонны «Иркутский комсомолец» до конца не известна.
Они были более уязвимы по сравнению, например, со средним танком Т-34 и, скорее всего, не дотянули до дня победы.
Хотя свою задачу полностью выполнили.
(после реставрации памятника в 2014 году, художники вольно отнеслись к выбору цветов.
Выхлопные патрубки в реальных условиях обгорают и чернеют.
Сравниваем с
Калининградом)
13. Спустя годы найти танки непосредственно из колонны «Иркутский комсомолец» оказалось непосильной задачей, поэтому на пьедестал в 1967 году водрузили легендарный Т-34.
Его по праву можно считать символом общего вклада иркутян в разгром врага.
Ведь помимо «Иркутского комсомольца» на фронт ушли «Иркутский пионер», «Сибиряк», «Иркутский колхозник».
Всего за годы войны на средства иркутян было построено шесть танковых колонн.
(вентиляционные решётки моторно-трансмиссионного отделения закрыты сплошными листами метала)
14. Внимание к Т-34, символизирующему танковые колонны, построенные на деньги иркутян, не ослабевает с годами.
Потомки победителей ведут поиск людей, причастных к легендарной истории постройки колонн.
В школе № 57 создали сайт,
посвященный колонне «Иркутский комсомолец».
(курсового пулемёта нет)
15. — В нашей школе работает спецкурс, — рассказывает историю создания сайта преподаватель истории Марина Стародубцева, — который называется «Виртуальное краеведение».
Школьники в течение года собирают информацию о том или ином историческом событии в крае, после чего мы обрабатываем и выкладываем материл на сайте.
Работа ведется с одной целью: историю должны знать не только ученики, и не только нашей школы.
16. Судя по ходовой части и башне это танк 183 завода (как выше указано - Нижний Тагил).
17. Очень похож на
Людиновский и
Тульский формой опорных, направляющих и ведущих катков.
Опорные катоки этого танка со штампованными дисками и наружной резиновой амортизацией.
Выпуск не ранее 1944 г.
Координаты:
52°16'44.71"С
104°19'2.82"В
Другие Т-34:
- Танк Т-34: Каменск-Шахтинский, Карачев, Краснодар, Кубинка, Минск (Музей), Хвастовичи;
- Танк Т-34-85: Белгород, Болхов, Брянск, Волоколамское шоссе (41 км.), Воронеж, Вязьма, Иркутск, Калининград, Кубинка, Ленино, Лиозно, Людиново, Минск, Минск (Курган Славы), Минск (Музей, макет), Михайлов, Могилёв, Мценск, Наро-Фоминск, Нахабино, Новокузнецк, Орёл, Первый воин, Полоцк, Рославль, Ростов-на-Дону, Смоленск, Советск (1), Советск (2), Тирасполь, Тула, Улан-Удэ, Филоново (М4, 725 км.), Чернь (башня), Чита (1), Чита (2), Ярцево.