В самом центре города Советск, Калининградской области, на улице Победы стоит небольшой красный трамвай.
Он служит напоминанием о том, что в этом городе, до войны именовавшемся Тильзит, с 1901 по 1944 годы ходили трамваи.
После войны разрушенные трамвайный парк и путевое хозяйство восстанавливать не стали.
А в 2012 году, для того чтобы потомки знали об электротранспортном прошлом города, установили вагон советского производства типа МС-4.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - внешне хорошее, внутри неродное.
Дата съёмки - 06 июня 2018 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Такие трамваи производились в городе Ленинград в 1920-х - 1930-х годах на заводе "Красный Путиловец" (с 1934 года - "Кировский завод").
03. Название МС означает "Моторный Стальной".
Конструкция кузова представляла собой несущую пространственную стальную ферму обшитую декоративными панелями со стеклянными окнами и входными площадками, открытыми с обоих сторон.
В салоне располагались деревянные скамьи на 24 места.
Площадки были отделены от салона перегородками со сдвижными дверями.
У первой модификации 1927 года (МС-1) кузов имел скругления в передней и задней частях.
У последующих МС-2, МС-3 и МС-4 панели кузова стали плоскими, а оконечности трапециевидными в плане.
Трамваи МС имели двухосную тележку с двумя тяговыми двигателями.
Торможение осуществлялось двигателями (реостатное) и пневматической системой (установлена не на всех выпущенных вагонах).
04. Этот вагон серии МС-4 был выпущен в 1933 году.
Долгое время эксплуатировался на маршрутных линиях Ленинграда.
Затем был переведён в службу пути, где имел номера М-52 и М-26.
В 2006 году был продан под использование в качестве кафе, но переоборудование было остановлено в 2007 году.
Вагон успели выпотрошить от лишнего электрооборудования превратив в неходовой макет и дали новый номер - 2601.
В 2012 году трамвай перевезли на нынешнее место в центре Советска.
05. Вагоны типа МС никогда не ходили по Тильзиту при жизни его трамвайной системы.
Во-первых, потому что они не экспортировались из СССР.
А во-вторых, потому что колея МС была стандартной советской, равной 1524 мм, а в Восточной Пруссии трамвайная колея была ровно один метр.
Кстати, в Калиниграде
до сих пор эксплуатируются вагоны 1000 мм колеи.
06. В любом случае, вагон относится именно к той эпохе развития городского электротранспорта и прекрасно символизирует собой городской трамвай второй четверти ХХ-го века.
07. Конструктивные элементы.
Входная дверь и порог.
08. Клёпанная рама и рессорная подвеска.
Хорошо видно массивные крюки на которых "висит" трамвай.
09. Пост управления трамваем.
Плюс случайное селфи :)
10. Салон пустой.
В нём устраивают выставки и музейые мероприятия.
11. Задний фонарь с откидывающимся стеклом.
Впереди стоит точно такой же.
Координаты:
55° 4'52.24"С
21°53'21.00"В