Танк Т-34-85 установлен в городе Людиново Калужской области в центре круговой развязки на пересечении улиц Фокина, Энгельса и Маяковского.
Доступ свободный. Охраны нет. Постамент высокий, безопасно залезть и потрогать сложно.
Дата съёмки - 22 декабря 2014 года.
01.
02. Судя по внешним признакам это машина завода №183 выпуска весны – лета 1944 года.
Как уточнил в каментах камрад
- апрель 1944 года.
03. Из истории завода №183 на wikipedia:
"На основании правительственного постановления № 667/СГКО от 12 сентября 1941 года завод № 183 и его филиал — моторный завод № 75,
были эвакуированы на Урал. Эвакуация всех отделов завода (по видам производства) началась во второй половине сентября и закончилась в середине октября 1941 года, осуществлялась под общим руководством Ю. Е. Максарева (в 1938-42 годах — директор завода № 183).
За это время из Харькова было отправлено 43 эшелона с оборудованием, людьми, материалами и заготовками.
Эвакуация танкового отдела завода № 183 и часть паровозного отдела была произведена из Харькова в Нижний Тагил, на площадку Уралвагонзавода.
На новой площадке, в состав основного Харьковского завода № 183, влились: Уралвагонзавод, эвакуированные предприятия - Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича и Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе, под общим названием Уральский танковый завод (УТЗ) № 183.
Моторный завод № 75 был эвакуирован в Челябинск, где на базе Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), в составе Кировского завода, было развёрнуто производство танковых дизелей В-2.
Основная часть Паровозного отдела завода № 183, была эвакуирован в Красноярск, где в составе эвакуированного Брянского паровозостроительного завода, было развёрнуто производство вооружения, а с 1943 года — производство паровозов.
На базе Уралвагонзавода, УТЗ № 183, в кратчайшие сроки развернул производство средних танков Т-34.
На этом заводе была сохранена нумерация цехов и отделов, принятая ещё до войны в Харькове.
Танковое конструкторское бюро (ведущее по танку Т-34), под прежним обозначением — «отдел 520», как и в Харькове, возглавил А. А. Морозов."
04. Надпись на постаменте по левому борту танка:
СЛАВА ГЕРОЯМ - ОСВОБОДИТЕЛЯМ ГОРОДА
БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВМИГ ВАШ БУДЕТ ВЕЧНО
ЖИТЬ В СЕРДЦАХ БЛАГОДАРНЫХ ЛЮДИНОВЦЕВ
05. Постамент по правому борту:
9 СЕНТЯБРЯ 1943 ГОДА ГОРОД ЛЮДИНОВО
ОСВОБОЖДЕН ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
06. На сайте местной администрации этот памятник назван "Танк №7992 (памятник в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков). Ул. Фокина"
07. В Администрации, кстати, провели неплохую работу по каталогизации памятных мест в своём районе.
У них собран
полный список мемориалов, памятников и братских могил советских солдат сохранившихся в районе.
Координаты:
53°51'42.37"С
34°26'39.69"В
Другие Т-34:
- Танк Т-34: Каменск-Шахтинский, Карачев, Краснодар, Кубинка, Минск (Музей), Хвастовичи;
- Танк Т-34-85: Белгород, Болхов, Брянск, Волоколамское шоссе (41 км.), Воронеж, Вязьма, Иркутск, Калининград, Кубинка, Ленино, Лиозно, Людиново, Минск, Минск (Курган Славы), Минск (Музей, макет), Михайлов, Могилёв, Мценск, Наро-Фоминск, Нахабино, Новокузнецк, Орёл, Первый воин, Полоцк, Рославль, Ростов-на-Дону, Смоленск, Советск (1), Советск (2), Тирасполь, Тула, Улан-Удэ, Филоново (М4, 725 км.), Чернь (башня), Чита (1), Чита (2), Ярцево.