Реактивный самолёт Ту-16П установлен у контрольно-пропускного пункта авиационной базы Шайковка в Калужской области.
Доступ - свободный, памятник можно потрогать и подробно рассмотреть.
Охрана в 100 метрах на КПП.
Состояние памятника - удовлетворительное.
Дата съёмки - 22 декабря 2014 года.
В 800 метрах от этого Ту-16 на территории авиабазы находится ещё один памятник - Ту-22М2.
Но попасть к нему можно только через КПП (я не стал пробовать).
В Шайковке базируются самолёты Ту-22М3, которые, в том числе, принимают участие в воздушной части парадов Победы.
01.
02. Мемориальная плита в память о погибших экипажах 52 гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиационного полка.
Открыта к 60-летию полка 4 октября 2004 г.
Экипаж гвардии старшего лейтенанта Казанцева (погиб 8 августа 1951 года) (опечатка, должно быть 1961 года)
Экипаж гвардии майора Максимова Е.Г. (погиб 15 августа 1962 года)
Экипаж гвардии капитана Каримова М.Г. (погиб 15 августа 1962 года)
Экипаж гвардии капитана Карпенко Г.В (погиб 14 февраля 1989 года) (на Ту-22М2)
03. Ту-16 (изделие "Н", по кодификации НАТО: Badger — "Барсук") — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт.
Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.
04. Ту-16 представляет собой моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом (стреловидность по линии четвертей хорд составляет 35° с поперечным V минус 3°) и двумя двигателями Микулина АМ-3 с тягой по 8750 кг (после 1958 года устанавливались РД-3М-500 с тягой 9520 кг) в гондолах по бокам фюзеляжа, встроенных в центроплан.
Фюзеляж сигарообразной формы, круглого сечения в носовой части, с постепенным обжатием по бокам к корме.
Технологически состоит из 6 отсеков (Ф-1 — Ф-6) — это фонарь, передняя гермокабина, центроплан, грузовой отсек, задний технический отсек, кормовая гермокабина.
Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, в районе двигателей установлены силовые рамы.
Для предотвращения повреждения фюзеляжа горячими струями от двигателей последние развёрнуты соплами в стороны на 4°.
05. Ту-16 выпускался в различных модификациях, включая бомбардировщик, ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др.
В качестве памятника в Шайковке установлен самолёт радиоэлектронной борьбы Ту-16П.
Бортовой номер: 28.
Серийный: 1882205.
06. Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система "Букет", которая могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым.
В систему "Букет" входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот.
Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете - СПС-22Н, СПС-33Н, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс "Н" означал, что станция предназначена для изделия "Н").
07. Самолеты, оборудованные системой "Букет", обозначались Ту-16П или изделие "НП" (иногда - Ту-16П "Букет" или Ту-16 "Букет").
Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК.
С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.
08. Для своего времени "Букеты" были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения.
В то же время "Букеты" имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью.
Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью.
Вместо них устанавливалась платформа с блоками "Букета", представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува.
Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один - типа ПТ-6000, питавшие "Букет" переменным током.
В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б.
09. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П.
По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков "Букета", закрывавшиеся обтекателями.
Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа - управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.
На фотографии обтекатель антенн виден, как невысокий длинный выступ на нижней линии фюзеляжа.
10. К конструктивным особенностям Ту-16 можно также отнести достаточно легкую и прочную конструкцию крыла большого удлинения.
Конструктивно оно выполнялось по двухлонжеронной схеме, причем стенки лонжеронов, верхняя и нижняя панели крыла образовывали основной силовой элемент - кессон.
Мощный жесткий кессон принципиально отличал конструктивную схему крыла самолета Ту-16 от конструкции В-47 и В-52.
На этих машинах крыло выполнялось гибким, благодаря чему происходило демпфирование вертикальных порывов воздуха за счет значительных деформаций крыла.
В отличие от крыльев американских самолетов более жесткое (но и относительно более тяжелое) крыло Ту-16 в полете мало деформировалось.
Дальнейший многолетний опыт эксплуатации 1500 Ту-16, 200 Ту-104 в СССР и опыт эксплуатации В-47, В-52, пассажирских Боингов 707, Дугласов ДС-8 и Конверов 880 показал, что конструкция жесткого крыла Ту-16 значительно более живучая, особенно с точки зрения усталостной прочности.
11. Размещение ТРД в корне крыла позади лонжеронов крыла и минимизация сечения воздухоподводящих каналов к двигателю (воздух подавался к двигателю от воздухозаборника, размещенного впереди крыла у борта фюзеляжа по двум каналам, один из которых проходил через кессон крыла, а другой снизу кессона), позволяли разрешить проблему интерференции в стыке крыла с фюзеляжем - самом аэродинамически напряженном узле в компоновке самолета.
На фотографии кессон крыла виден, как темная горизонтальная перемычка (нижняя часть кессона) в канале воздухозаборника, соединённая вертикальным ребром жёсткости с верхней частью кессона (он же верхняя часть трубы воздухозаборника) .
12. Так как Ту-16 предназначался для полетов на больших околозвуковых скоростях, на нем применили хвостовое оперение большей стреловидности, чем стреловидность крыла.
Благодаря этому, явления, связанные с
волновым кризисом, развивались на оперении позже, чем на крыле.
Это позволяло сохранять приемлемые характеристики устойчивости и управляемости самолета до сравнительно больших дозвуковых скоростей полета.
13. Штатным оборонительным вооружением были три дистанционные башенные установки (ДТ-В7 верхняя, ДТ-Н7 нижняя и ДК-7 корма) и одна носовая пушечная установка ПУ-88 — всего на самолёте было семь двадцатитрёхмиллиметровых пушек АМ-23.
Командир огневых установок мог взять управление всеми установками на себя, от своей прицельной станции.
14. Кормовой пост управления огнём (одно бронестекло зашито листом металла) и башенная установка ДК-7.
15. Нижняя пушечная башня ДТ-Н7.
16. Верхняя двуствольная, дистанционно управляемая башня ДТ-В7 и передняя одноствольная неподвижная (у носового остекления) пушечная установка ПУ-88.
17. Основная четырёхколёсная стойка шасси.
В основных стойках шасси впервые в мире применили оригинальную схему уборки.
Стойки шасси с четырехколесными тележками убирались в крыльевые гондолы назад по полету, при этом тележка запрокидывалась назад в положение, параллельное стойке.
Схема уборки основных стоек шасси в крыльевые гондолы с опрокидыванием стала приоритетом ОКБ Туполева и была запатентована.
18. Носовая управляемая двухколёсная стойка шасси.
Внизу, между двигателями, хорошо видны длинный обтекатель антенн апаратуры РЭБ и воздухозаборники системы её охлаждения.
Координаты:
54°14'51.05"С
34°22'35.35"В