В 2015 году в сквере Авиаторов в посёлке Воротынск (Калужская область) установили боевой вертолёт Ми-24.
Доступ свободный, трогать и залезать нельзя (высоко). Охраны нет.
Состояние памятника - практически новое.
Дата съёмки - 15 июня 2019 года.
01.
02. У этого посёлка богатая авиационная история.
В Воротынске расположен бывший военный аэродром Орешково.
В 1930-е годы здесь был организован учебный аэродром ОСОАВИАХИМ (ныне ДОСААФ).
Во время Великой Отечественной на нём базировались бомбардировщики под командованием Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой.
После Корейской войны в Орешково вывели 324-ю истребительную авиационную дивизию трижды Героя СССР Ивана Кожедуба.
Здесь проходили обучение многие известные лётчики и космонавты СССР, например, Светлана Савицкая, самолёт которой
мы видели в Вязьме.
В самом Воротынске в честь лётчиков аэродрома Орешково есть ещё один памятник -
реактивный истребитель МиГ-17.
Он находится менее чем в одном километре отсюда.
С вертолётами посёлок связывает перевод сюда в 1992 году 336-го отдельного вертолётного полка.
До этого он размещался в составе Западной Группы войск в городе Нора.
Вертолётчики полка принимали участие в Чеченской войне.
Многие из них получили правительственные награды.
В конце нулевых годов 336-ой полк был переведён с аэродрома Орешково на аэродном Двоевка под Вязьму и, вместе с 440-м полком, составил основу заново сформированной 378-ой авиабазы.
В начале 2015 года в память о вертолётном прошлом Воротынска был построен сквер Авиаторов, где установили боевой вертолёт Ми-24В.
Вот как об этом писала местная пресса:
Памятник МИ-24В появился в сквере Авиаторов в Воротынске.
На торжественное открытие собрались ветераны 336-ого отдельного вертолетного полка, участники боевых действий, и простые жители.
Этот вертолет был выпущен в 1982 году и имеет солидный послужной список.
Он участвовал в боевых действиях в Афганистане, Югославии и Цхинвале.
Указом Министерства обороны технику передали ветеранской организации.
А её члены решили превратить вертолет в памятник и установить его в сквере Авиаторов.
Руслан Смоленский, заместитель губернатора Калужской области: «Этот памятник – свидетельство той боли с одной стороны, и любви, которую испытывали все мы к тому времени… подразделению, гордому, великому, которое было дислоцировано здесь.
О котором мы все с вами не понаслышке знаем».
Церемонию открытия памятника превратили в настоящий праздник.
Собравшимся показали свое боевое мастерство члены военного клуба «Витязь», а в небе фигуры высшего пилотажа представил самолет спортивного клуба «Альбатрос Аэро».
(Аделя Бакирова, 05.05.2015, http://kaluga.rfn.ru/rnews.html?id=71688)
|
|
03. Ми-24 (по классификации НАТО: Hind — «Лань») — советский/российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля.
Неофициальное название — «Крокодил».
04. Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом.
Серийный выпуск начался в 1971 году.
Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира.
Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах.
На 2018 год является вторым по распространённости ударным вертолётом в мире после AH-64 Apache.
05. Серийно в СССР вертолёты строились на заводе № 168 (Ростовское вертолётное производственное объединение, затем авиастроительная компаниия «Роствертол») и заводе № 116 (авиационный завод «Прогресс» г. Арсеньев).
Кстати, возле проходной Роствертола стоит ещё один Ми-24В, который
мы видели в 2016 году.
06. Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами.
Шасси трёхстоечное, убирающееся, с поворотной передней опорой.
Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м
2 с отрицательным поперечным V −12°, которое обеспечивает до 30 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.
07. Силовая установка вертолёта состоит из двух авиационных турбовальных двигателей семейства ТВ3-117.
Такие двигатели в различных модификациях используются на вертолётах Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-27, Ка-28, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-52 и самолётах Ан-140.
08. Вариант Ми-24В принят на вооружение 29 марта 1976 года.
От первоначальной модификации Ми-24А отличался вооружением и расположением экипажа в тандемной кабине с индивидуальной бронировкой.
09. Под крыльями вертолёта подвесное вооружение.
Самыми крайними расположены две ракеты 9М114 комплекса Штурм-В в своих транспортно-пусковых контейнерах.
Ближе к фюзеляжу висит УБ-32М - блок для 32-х неуправляемых ракет С-5
На корневых узлах подвески находятся блоки Б820-А для 20 НАР С-8.
10. Экипаж размещается тандемно, друг за другом в отдельных кабинах.
В передней оператор вооружения, в задней - пилот.
11. Под кабиной оператора находятся станция "Радуга" и пулемёт ЯкБ-12,7.
Станция "Радуга" это элемент системы управления высокоточным оружием.
Она находится в самом низу "бороды" машины.
Её визир закрывается двумя крышками, приводы хоторых хорошо видны.
12. Вид снизу на подвижную, дистанционно-управляемую крупнокалиберную пулемётную установку и электронные системы наведения вооружения.
Пулемёт ЯкБ-12,7 (индекс УВ ВВС — 9-А-624, заводской индекс — ТКБ-063) — четырёхствольный авиационный пулемёт с вращающимся блоком стволов.
13. В центральной части вертолёта находится грузо-пассажирский отсек на 8 десантников.
Концепция вертолёта предусматривала создание летающей БМП, которая высаживает десант, а потом прикрывает его с воздуха.
Реальное боевое применение показало, что более правильным является использование для высадки десанта вертолётов Ми-8, а к Ми-24 (засчёт резерва веса от отутствия десанта) можно подвесить больше вооружения для прикрытия десантирования.
Приспособленный к применению на поле боя вертолёт Ми-8 (усиленный внешним бронированием) мы
видели в Воронеже.
14. Подвесное вооружение вертолёта включает в себя высокоточные управляемые противотанковые ракеты и блоки неуправляемых реактивных снарядов различного калибра.
Так же, на универсальные пилоны могут подвешиваться дополнительные пушки или пулемёты в контейнерах ГУВ, ракеты "воздух-воздух" Р-60 или "Игла-2В",
авиационные бомбы, дополнительные топливные баки и многое другое.
15. На внешних узлах подвески этого Ми-24В размещены транспортно-пусковые контейнеры комлекса "Штурм-В".
«Штурм-В» — авиационный противотанковый ракетный комплекс.
В его составе используются единые средства поражения — ракеты 9М114, 9М114М и 9М114Ф.
Ракетный комплекс был принят на вооружение 28 марта 1976 года и стал основным оружием серийных вертолётов Ми-24В.
Первоначально на Ми-24 устанавливалось 4 ПТУР, после доработок в 1986 на Ми-24 устанавливалось до 16 ПТУР.
16. Грузовая кабина.
17. Втулка несущего винта.
Выхлопная труба турбины.
Обычно, эту часть прикрывают специальным ящиком, чтобы убрать яркое тепловое пятно, в которое очень удобно самонаводиться ракетам с ИК-головкой.
Образец ящика можно увидеть в
Ростове.
18. Основные стойки шасси убираются в специальные ниши фюзеляжа.
Однако, места там не много, поэтому для колёс сделаны специальные выступающие обтекатели яйцевидной формы.
19. С левой стороны хвостовой балки небольшое устройство ЭКСР-46.
Это пиротехническая сигнальная система опознавания "Свой-Чужой".
Она используется, когда радиоопознавание не работает (отказ).
Для таких случаев есть регулярно сменяемый цветовой код, в котором используется от одной до четырёх ракет.
Ракеты по цветам (красный, зелёный, желтый и белый) заряжаются в электрифицированную кассету ЭКСР-46 и, по команде с пульта 7П622, установленного в кабине пилота, отстреливаются в заранее заданной комбинации по количеству и цвету.
Второй такой же пульт есть и у оператора вооружения, на случай ранения или гибели пилота.
Так как, перезарядка ЭКСР-46 в полёте невозможна, система устанавливается в двух экземплярах.
20. Десять лет такие машины летали над окрестными полями.
Координаты:
54°28'58.36"С
36° 3'16.38"В