Памятник установлен в посёлке Воротынск, Бабынинского района, Калужской области на улице Железнодорожной.
Добраться можно из Калуги (около 20 км на автомобиле) или на железнодорожном транспорте до станции "Воротынск" и около 1500 метров пешком в северном направлении (ул. Центральная, затем ул. Железнодорожная).
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, постамент высокий, поэтому потрогать и залезть сложно. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 19 декабря 2014 года.
01.
02. Таблички на памятнике.
С правой стороны:
ГЕРОИЧЕСКИМ ПЕРВОПРОХОДЦАМ ОТ БЛАГОДАРНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
С передней стороны:
СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ СЛАВА
03. Рядом с посёлком Воротынск расположен бывший военный аэродром "Орешково".
04. Из истории посёлка:
В 30-е гг. был оборудован аэродром и создан аэроклуб. Поселок Воротынск на протяжении десятков лет связан с авиацией. И далеко не каждый знает, что история нашего поселка тесно связана с именами таких выдающихся лётчиков, как Валентина Гризодубова, Иван Кожедуб, что здесь бывал Юрий Гагарин, Б.Н.Ельцин. Даже улицы посёлка носят имена лётчиков-героев: Л.Л. Шестакова, Н.Г. Щербина, Б.А. Образцова.
В довоенное время на аэродроме Орешково базировался учебный отряд ОСОВИАХИМ.
В годы войны, с марта 1942 года, здесь размещались бомбардировщики. Полками командовала знаменитая советская летчица, Герой Советского Союза, подполковник Валентина Степановна Гризодубова.
В 1953 году в Орешково передислоцировали два полка истребителей авиационной дивизии под командованием трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба. В 1960 году на базе аэродрома была организована Калужская учебно-авиационная организация. В 1961 году – база по переподготовке кадров для реактивных самолетов УТИ МИГ – 15 и МИГ – 15 – бис. С 1969 года на вооружение поступают самолёты МИГ-17. Этот самолёт установлен на постаменте около воинской части.
13 июня 1961 года в Калугу приезжал Ю.А. Гагарин. Самолёт из Москвы приземлился в Воротынске на аэродроме Орешково. Аэродром в те годы был военным, и его упоминание в прессе тогда было запрещено. Во время этого прилета произошла встреча первого космонавта Земли с Борисом Фёдоровичем Вдовиным, жителем Воротынска. Он был инструктором Гагарина во время его службы на Севере.
С 1992 года на аэродром был перебазирован вертолетный полк из Германии.
05. Вертолётный полк был расформирован в 2010 году.
После этого аэродром был частично разворован, сожжен и разрушен мародёрами.
UPD 2020:
В конце 2015 года аэродром снова обрел надёжного хозяина. Сюда пришла команда единомышленников, отдающих большую часть своей жизни развитию российской малой авиации – авиационно-спортивный клуб РОО «Альбатрос-Аэро».
Благодаря поддержке Губернатора Калужской области, главы Бабыниского района и простых жителей Воротынска и Калуги, на базе аэродрома «Орешково» создается центр малой авиации. Соответствующее соглашение было заключено в апреле 2017 года.
Уже сейчас на аэродроме формируется музейный комплекс. Здесь, в Орешково, базируется Калужская пилотажная группа "Реакторы". Единственная в России частная пилотажная группа на реактивных самолётах. И конечно же у нас живет всемирно известный авиа-медведь Мансур, давно уже ставший для многих символом дружбы, мира и добра. Вместе со своей командой волонтёров он сделал то, что не удавалось другим - смог разжечь сердца тысячам людей, показав нам, что мы способны любить, дружить и бескорыстно помогать друг другу.
06. Из истории создания МиГ-17:
Приказом МАП N851 от 1 сентября 1951 г. предписывалось начать производство МиГ-17 на пяти заводах: в Куйбышеве, Тбилиси, Горьком, Новосибирске и Комсомольске на Амуре.
В ходе производства конструкция истребителя дорабатывалась.
Так, серийные МиГ-17 получили возможность нести на замках Д4-50 вместо ПТБ две бомбы по 50 или 100 кг.
Лампу-фару вынесли из воздухозаборника под крыло.
Топливную систему улучшили за счет герметизации предохранительных клапанов в магистрали наддува подвесных баков.
В 1952 г. ОКБ-155 провело исследования по определению оптимальных формы и площади тормозных щитков.
На двух МиГ-17 были испытаны в полетах пять вариантов этих устройств.
В результате щитки площадью по 0,88 м
2 получили удовлетворительную оценку и с сентября начали применяться на строящихся истребителях.
С конца 1953 г. стали устанавливать катапультные кресла со шторкой, что позволило расширить допустимый диапазон скоростей аварийного покидания самолета.
Был изменен переплет сдвижной части фонаря, что значительно улучшило обзор задней полусферы.
Позднее на серийных самолетах появились перископы.
07. (в 1949 году) ...Конструкторам ОКБ-155 предстояло привязать новое крыло к силовым шпангоутам фюзеляжа МиГ-15 и сохранить при этом центровку самолета.
В результате крыло получило двойную стреловидность: от бортовой нервюры до примерно полуразмаха - 45 град. , а далее - 42 град. (углы стреловидности по передней кромке соответственно равнялись 49 град. и 45 град. 30').
Законцовки крыла выполнили скругленными в надежде увеличить аэродинамическое качество.
На верхней поверхности каждой консоли добавили еще по одному гребню для предотвращения перетекания потока вдоль размаха.
Относительную толщину крыла уменьшили и улучшили его сопряжение с фюзеляжем.
На снимке виден характерный излом крыла, "лишние" гребни и округлая законцовка.
08. Вооружение включало одну 37-мм пушку Н-37Д (ОКБ-16МВ) и две 23-мм пушки НР-23, размещенные на одном лафете сварной конструкции.
Для удобства обслуживания лафет опускался вниз на тросах вращением рукоятки.
Боезапас пушки Н-37Д-40 патронов, а НР-23 - по 80 патронов на ствол.
У пилота имелся прицел АСП-ЗН, позже АСП-3НМ. Часть машин оснащалась радиодальномерами СРД-1М.
Для контроля результатов стрельбы и учебных целей на МиГ-17 монтировался фотокинопулемет С-13.
На снимке пушка 37-мм - толстая чёрная труба справа от продольной оси самолёта.
Две 23-мм пушки, слева от продольной оси самолёта, установлены с небольшим разносом вдоль неё.
От одной видна длинная тонкая труба ствола. Ствол второй почти полностью скрыт обтекателем.
Хорошо видны прямоугольные отверстия для выброса стрелянных гильз.
На левом крыле блестит фара.
09. Хвостовая часть фюзеляжа.
По бокам установлены открывающиеся вперед тормозные щитки с углом отклонения 55 град.. (на самолетах первых серий - 50 град..).
Кинематика механизма управления щитками выполнена так, что в случае разрушения трубопровода гидросистемы они закрываются под действием напора воздуха.
Под хвостовой частью фюзеляжа находится небольшой фальшкиль для увеличения запаса путевой устойчивости.
10. Топливо находилось в фюзеляже и крыле. В хвостовой части фюзеляжа монтировались два бака: один мягкий резино-тканевый, другой - двухсекционный металлический. В крыльях размещались шесть топливных баков: два емкостью по 65 л, два по 75 л и два по 45 л. Под крылом могли подвешиваться сбрасываемые баки двух типов емкостью по 400 л каждый - на стойках и с обтекателем. Первый из них диаметром 0,526 м и длиной 3,01 м, второй-диаметром 0,52 и длиной 2,81 м. Оба типа имели стабилизаторы.
Допускалась подвеска двух бомб калибра 50, 100 или 250 кг на держателях Д-4-50 под крылом. Бомбометание могло производиться с горизонтального полета, пикирования или кабрирования.
11. В целом памятник производит хорошее впечатление.
При его установке сохранили вооружение, прозрачный фонарь, фару и навигационные огни.
Воздухозаборник закрыт гораздо изящнее, чем в
Щёкино.
Координаты:
54°28'31.19"С
36° 3'26.69"В