45. Гаубица М-30 (Жиздра)

Продолжение статьи про мемориальный комплекс, посвящённый Великой Отечественной Войне, находящийся в городе Жиздра Калужской области на перекрёстке улиц Коммунистическая и Льва Толстого. В первой части была Дивизионная пушка ЗИС-3. В этой - Гаубица М-30. Рядом с мемориалом расположена бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - отличное. Дата съёмки - 15 июня 2015 года. 01. 02. 122-мм гаубица образца 1938 года (М-30, индекс ГАУ — 52-Г-463) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Гаубица - это артиллерийское орудие, основное назначение которого стрельба по навесной траектории. Навесная траектория, в отличие от настильной и стрельбы прямой наводкой, позволяет стрелять из-за препятствий и за препятствия. То есть, гаубица стоит за холмом и поражает врага прячущегося в овраге. 03. М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Для такой стрельбы не нужна высокая скорость полёта снарядов, поэтому относительная длина ствола гаубицы меньше чем у пушки. 04. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. 05. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы. 06. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. 07. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые "Тигры" были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H "Тигр" при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30. 08. В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия (а также ряда более ранних трофейных советских гаубиц того же калибра) немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. — 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции. 09. Интересно реализован механизм сдвига противоосколочного щитка щитового прикрытия при изменении угла возвышения ствола. Маленький треугольник с прорезью прикручен к щитку. В прорезь вставлен специальный штырёк соединённый с накатником. Когда ствол поднимается, то движение через этот механизм передаётся на щиток. 10. Тёмная "матрёшка" над казёнником показывает, что ствол мог подниматься очень высоко (до +63,3°) (на Норильской М-30 можно увидеть, как гаубица выглядит при максимальном возвышении ствола) 11. Крепление и фиксаторы раздвижных станин и зубчатый сектор механизмов вертикального наведения. 12. Поршневой затвор поворачивается рукоятью. Он аналогичен затвору от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Эта совместимость с отработанными в производстве изделиями оказала влияние на принятие орудия на вооружение. 13. Механизмы наведения орудия. В очень хорошем состоянии. 14. Дистанционный барабан практически не испорчен краской. Редкая возможность рассмотреть надписи. 15. Сложная система механических связей прицела и орудия. 16. Раздвижные станины с поворотными заглубляемыми упорами. 17. Капроновые монолитные (не надувающиеся воздухом) колёса на на сплошных дисках. Видны две петли для подвешивания к крану при погрузке на железнодорожные платформы, корабли или иные носители. Размерность колёс - 1180х165. Координаты: 53°45'10.31"С 34°44'6.52"В