Пожарный автомобиль АЦ-30(53А)-106А стоит у здания пожарной части на Пионерском проспекте Новокузнецка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 14 сентября 2019 года.
Автор фото - Наталья Мельник.
01.
02. Табличка:
Памятник пожарному автомобилю в честь 365-годовщины образования Пожарной охраны России.
г.Новокузнецк
30 апреля 2014 года
03. Проектирование пожарной автоцистерны на базе автомобиля ГАЗ-53 началось в начале 1960-х в ОКБ №8 (Прилуки).
Новая машина должна была заменить предыдущие модели автоцистерн на устаревшем шасси ГАЗ-51 (например,
АЦ-20(51) ПМГ-36).
Первый экземпляр АЦ-30(53)-106 был собран в 1965 году на Грабовском заводе противопожарного оборудования.
После испытаний и устранения выявленных недостатков серийное производство машины началось в 1968 году на заводе в посёлке Варгаши Курганской области под индексом АЦ-30(53А)-106А.
Базовым автомобилем был ГАЗ-53А.
Производство продолжалось до 1985 года.
Такая автоцистерна АЦ-30(53А)-106А и стоит здесь.
04. Параллельно машину пытались модернизировать.
Сначала не очень удачной моделью "Б" (1972 год, один экземпляр), а с 1982 году началась постепенная замена на модель "В"
Через два года базовое шасси было заменено на ГАЗ-53-12 и машина получила индекс АЦ-30(53-12)-106В.
Визуально модель "В" от модели "А" отличается размером бочки позади кабины.
У модели "В" она стала выше кабины из-за увеличения объёма води и пенообразователя.
05. Конструктивно, это специальный автомобиль с колёсной формулой 4х2 и шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем (объём 4.25 л, мощность 115 л/с).
Грузоподъёмность - 4 тонны (ГАЗ-53А).
Далее пожарное оборудование модификации "В".
Баки: для воды - на 2000 л, для пенообразователя - на 150 л.
06. Пожарный насос: центробежный одноступенчатый консольный ПН-40УВ, подача 30 л/с.
Расположен насос в задней части автомобиля за дверцей в центре.
Привод насоса от двигателя машины через коробку отбора мощности.
Из внешнего источника вода подавалась при помощи 20-ти метровых напорных рукавов, которые размещались в длинных цилиндрических пеналах над бочкой.
Напорные рукава различались диаметром (51, 66 и 77 мм) и количеством (6, 3 и 8 штук, соответственно)
07. Боевой расчёт: 5 человек, включая водителя.
08. На крыше машины, между двумя синими "мигалками" установлены два громкоковорителя ГР-1 устройства громкоговорящего ГУ-20М.
Любопытно, что "номер" на машине обновили в этом году.
09. Слева и справа ящики для снаряжения, вверху - пеналы напорных рукавов, в центре - насос, под ним приёмный патрубок.
10. Снизу автомобиль выглядит совершенно комплектным.
Перед установкой на постамент его восстановили и поставили на ход.
Координаты:
53°45'39.36"С
87° 6'16.82"В