Сверхзвуковой истребитель-перехватчик Су-15ТМ установлен на площади у проходной Новокузнецкого алюминиевого завода (Новокузнецк, Кемеровская область)
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, но трогать и лазить нельзя. Охрана рядом.
Состояние памятника - среднее.
Дата съёмки - 08 сентября 2019 года.
Автор фото: Наталья Мельник.
01.
02. "Творцам крылатого металла посвящается..."
03. Перед постаментом два разливочных ковша с формами для алюминиевых заготовок.
04. Самолёт находится на 15-метровом пилоне.
Дата установки 07.11.1995 г.
Многие советские самолёты были построены из алюминия, сделанного на НкАЗ.
05. Это Су-15ТМ - основной тип лёгких перехватчиков ПВО СССР в 1970-х и первой половине 1980-х годов.
До него были
Су-9 и Су-11, после -
Су-27.
Параллельно с Су-15 эксплуатировались более тяжёлые и скоростные МиГ-25, а в дальнейшем и МиГ-31.
06. Разработка нового самолёта началась в начале 1960-х годов.
Советскому Союзу требовался самолёт, способный перехватывать воздушные цели на высокой скорости и/или большой высоте.
При этом самолёт должен был быть относительно простым для массового производства и обучения лётчиков.
Задачей новой машины было постоянное прикрытие воздушных границ СССР с соседними странами.
07. Самолёт наводился с земли по целеуказанию наземного комплекса автоматизированного наведения «Воздух-1» вплоть до захвата цели бортовой РЛС.
В дальнейшем выполнялся пуск ракеты по цели.
Как вариант, могли использоваться ракеты "воздух-воздух" с инфракрасной головкой самонаведения.
08. У самолёта было шесть точек подвески.
Четыре использовались для ракет - по две штуки Р-98М (средняя дальность) и Р-60М (ближний бой).
Ещё два пилона использовались для подвесных топливных баков.
Вместо ПТБ самолёт мог нести две бомбы ФАБ-250.
Или два пушечных контейнера УПК-23-250 (23-м пушка ГШ-23Л с 250 снардами).
Допускалась подвеска туда же пары блоков НАР С-5 или С-24.
09. Шагом вперёд, по сравнению с Су-9, стало использование двух двигателей.
Такая схема была более надёжна, а скорость и грузоподъёмность машины существенно возросли.
10. Двигатели ТРДФ Р-13-300.
11. За время службы Су-15 выполнили несколько настоящих боевых перехватов.
В том числе, в 1978 году был принуждён к посадке корейский Boeing 707.
Спустя три года на Дальнем Востоке Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил ещё один корейский боинг с пассажирами (
рейс KAL-007).
12. Крыло самолёта - треугольное в плане, оборудованное закрылками и элеронами.
Основная стойка шасси со сложными створками.
13. Носовая стойка шасси и логотип РУСАЛ на воздухозаборнике двигателя.
14. Всего было выпущено около 1300 самолётов Су-15 разных модификаций.
15. В 1994 году все Российские перехватчики Су-15 были выведены из эксплуатации (украинские в 1996)
Координаты:
53°46'19.98"С
87°13'42.11"В