Перехватчик СУ-15 (Новокузнецк)

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик Су-15ТМ установлен на площади у проходной Новокузнецкого алюминиевого завода (Новокузнецк, Кемеровская область) Рядом расположена бесплатная парковка. Доступ свободный, но трогать и лазить нельзя. Охрана рядом. Состояние памятника - среднее. Дата съёмки - 08 сентября 2019 года. Автор фото: Наталья Мельник. 01. 02. "Творцам крылатого металла посвящается..."
03. Перед постаментом два разливочных ковша с формами для алюминиевых заготовок.
04. Самолёт находится на 15-метровом пилоне. Дата установки 07.11.1995 г. Многие советские самолёты были построены из алюминия, сделанного на НкАЗ. 05. Это Су-15ТМ - основной тип лёгких перехватчиков ПВО СССР в 1970-х и первой половине 1980-х годов. До него были Су-9 и Су-11, после - Су-27. Параллельно с Су-15 эксплуатировались более тяжёлые и скоростные МиГ-25, а в дальнейшем и МиГ-31. 06. Разработка нового самолёта началась в начале 1960-х годов. Советскому Союзу требовался самолёт, способный перехватывать воздушные цели на высокой скорости и/или большой высоте. При этом самолёт должен был быть относительно простым для массового производства и обучения лётчиков. Задачей новой машины было постоянное прикрытие воздушных границ СССР с соседними странами. 07. Самолёт наводился с земли по целеуказанию наземного комплекса автоматизированного наведения «Воздух-1» вплоть до захвата цели бортовой РЛС. В дальнейшем выполнялся пуск ракеты по цели. Как вариант, могли использоваться ракеты "воздух-воздух" с инфракрасной головкой самонаведения. 08. У самолёта было шесть точек подвески. Четыре использовались для ракет - по две штуки Р-98М (средняя дальность) и Р-60М (ближний бой). Ещё два пилона использовались для подвесных топливных баков. Вместо ПТБ самолёт мог нести две бомбы ФАБ-250. Или два пушечных контейнера УПК-23-250 (23-м пушка ГШ-23Л с 250 снардами). Допускалась подвеска туда же пары блоков НАР С-5 или С-24. 09. Шагом вперёд, по сравнению с Су-9, стало использование двух двигателей. Такая схема была более надёжна, а скорость и грузоподъёмность машины существенно возросли. 10. Двигатели ТРДФ Р-13-300. 11. За время службы Су-15 выполнили несколько настоящих боевых перехватов. В том числе, в 1978 году был принуждён к посадке корейский Boeing 707. Спустя три года на Дальнем Востоке Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил ещё один корейский боинг с пассажирами (рейс KAL-007). 12. Крыло самолёта - треугольное в плане, оборудованное закрылками и элеронами. Основная стойка шасси со сложными створками. 13. Носовая стойка шасси и логотип РУСАЛ на воздухозаборнике двигателя. 14. Всего было выпущено около 1300 самолётов Су-15 разных модификаций. 15. В 1994 году все Российские перехватчики Су-15 были выведены из эксплуатации (украинские в 1996) Координаты: 53°46'19.98"С 87°13'42.11"В