550. Танк ИС-3 (Армавир)

Советский тяжёлый танк ИС-3М, установлен на площади 40-летия Победы в городе Армавир (Краснодарский край) Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - ухоженное. Дата съёмки - 05 августа 2020 года. 01. 02. Табличка. Заметим, что армавирский ИС-3 это не "тяжёлый" танк, а "боевой". Особо внимательные зрители могут рассмотреть на заднем плане вывеску 81-го БТРЗ. И это не случайно. Площадь 40-летия Победы была устроена перед проходными завода ко дню Победы в 1985 году. Памятник открыли 8 мая. 03. 81-й танкоремонтный завод находится в Армавире с 1947 года. Он был образован слиянием 34-го и 81-го трактороремонтных заводов и унаследовал от второго из них не только номер и название, но и орден Красного Знамени. 04. С 1953 года завод передали в подчинение Начальника ГБТУ и он получил наименование «81 Ордена Красной Звезды бронетанковый ремонтный завод». С этого момента деятельность предприятия тесно связана с укреплением обороноспособности нашей страны. 05. 81-й завод ремонтировал и выпускал дизели В-2, В-6, УТД-20, Д-12, В-46, 5ТДФ и другие. Максимальный годовой выпуск достигал 4450 штук (1977 г.) Завод благополучно пережил распад СССР, освоив в начале 1990-х выпуск бронетранспортёров БТР-Д и БТР-80. В настоящее время завод является ведущим по капитальному ремонту и модернизации колесных бронетранспортеров и двигателей. 06. Само собой, ИС-3 стал визитной карточкой завода и за ним присматривают. Слой краски свежий, всякие финтифлюшки выделены специальной красной краской для выделения финтифлюшек. Больше деталей по установке этого памятника можно узнать из комментариев к посту о нём у камрада . 07. Что же касается непосредственно машины, то это обычный ИС-3, прошедший программу устранения конструктивных недостатков (УКН) и последующую модернизацию до уровня ИС-3М. Особое внимание привлекает защита фар - достаточно редкий элемент Серийный номер, как и у Лабинского ИС-3, технично прикрыт запасными траками. 08. Интересная особенность конструкции ИС-3 - 110-мм нижняя лобовая деталь из катаной гомогенной броневой стали соединяется с 20-мм штампованным днищем. 09. Попытка облегчить танк, использовав тонкое дно корпуса привела к тому, что оно оказалось недостаточно жёстким и на нём стали появляться усталостные трещины в районе опор двигателя и ходовой части. Одним из этапов УКН как раз и было усиление нижней детали наваркой дополнительных листов. 10. Ходовая часть так же подверглась модернизации, но уже позже. Одним из признаков обновления стали опорные катки по типу Т-10М с десятью болтами на крышках подшипников (на первоначальных катках их было шесть). 11. Гусеницы тоже от Т-10М. Ширина 720 мм, шаг - 160 мм. По краям отверстия для крепления уширителей. Координаты: 44°59'35.50"С 41° 8'49.00"В