У КПП Армавирского филиала Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) установлен реактивный истребитель МиГ-21.
Доступ свободный, можно смотреть. Охрана на КПП.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 05 августа 2020 года.
01.
02. Памятник появился у (тогда ещё) АВВАКУЛ в 1978 году.
Как отмечено на табличке, самолёт для установки на постамент в Армавир перегнал командир учебной авиационной эскадрильи подполковник Абеев Алигиши Абеевич.
03. Около самолёта есть ещё один памятник - "Лётчик-инструктор и курсант".
"...Композиция показывает эпизод лётной подготовки, когда после полёта Инструктор объясняет Курсанту его ошибки.
Поднятая рука символизирует призыв-напутствие Курсанту в лётном деле, в военной службе иди вверх, иди ввысь..."
Эта скульптура установлена в сентябре 2019 года (
видео торжественного открытия).
Интересно, что почти два миллиона рублей на её установку были самостоятельно собраны выпускниками училища (
тема на форуме училища, с пофамильным списком пожертвований).
04. Самолёт на постаменте - советский реактивный сверхзвуковой фронтовой истребитель МиГ-21Ф-13.
Эта модификация относится ко второму поколению МиГ-21 и известна как "изделие 74", а на Западе под кодом "Fishbed C".
По внешним признакам он относится к ранним производственным сериям (киль площадью 3.8 кв.м устанавливался на первых Ф-13).
Серийный номер самолёта, передположительно, в диапазоне 74210815-74211001 (
пруф).
05. Особенностью МиГ-21Ф-13 было использование ракет "воздух-воздух" К-13, которые были реверс-инженерной копией американской ракеты AIM-9 Sidewinder.
Обломки ракет в 1958 году были переданы китайцами в СССР, где их аккуратно разобрали, определили принцип работы, использованные конструктивные решения, элементную базу, состав пороха двигателя.
И запустили в производство под индексом К-13 (так же известна как Р-13, Р-3, PL-2, AA-2 Atoll).
А уже через несколько лет, во время вьетнамской войны при помощи ракет К-13 были сбиты (не менее) 76 американских самолётов.
06. Для установки аппаратуры управления ракетами К-13 была доработана конструкция МиГ-21Ф, после чего индекс самолёта был дополнен суффиксом "-13".
Для размещения аппаратуры управления К-13 пришлось убрать одну из двух 30-мм пушек, поэтому эти модификации несложно отличить друг от друга.
В число доработок, так же вошли дополнительные объёмы топлива.
Внутренние баки увеличились на 140 литров, а на внешней подвеске под фюзеляжем (так же, как и на "Ф") мог находиться дополнительный сбрасываемый бак на 490 литров топлива.
Был установлен новый вариант двигателя - РД-11Ф2-300.
07. Что интересно - на памятнике подвешены ракеты РС-2У (К-5М), которые никогда не применялись на МиГ-21Ф-13.
История их разработки не менее занимательна, чем у ракеты К-13, но на этой модификации МиГа они выглядят неуместно (а вот, например, на МиГ-21ПФМ были бы в самый раз).
К-13 имели очень большое удлинение и были больше похожи на карандаш с крылышками.
08. Штырь приёмника воздушного давления находится в нижней части воздухозаборника.
На следующей модификации (МиГ-21П) он переехал на верхнюю часть, чтобы не мешать антенне радара, которую разместили в центральном конусе воздухозаборника.
09. С правой стороны хорошо видна единственная пушка НР-30 (30-мм).
10. Первая советская серийная ракета "воздух-воздух" К-5 (модификация К-5М/ РС-2У).
Первоначально разрабатывалась для установки на МиГ-15 и МиГ-17, но впоследствии стала основным ракетным оружием воздушного боя у большинства советских реактивных истребителей конца 1950-х - начала 1960-х годов.
11. В отличие от тепловой головки самонаведения ракеты К-13 в системе К-5 использовалось радиолокационное наведение, когда пилот удерживал цель в луче радара.
С учётом дистанции пуска менее двух километров, это была не самая простая задача, кроме того, резкий манёвр цели с выходом из узкого радарного луча прицельной станции, приводил к срыву наведения и промаху ракеты.
Ракеты К-5 состояли на вооружении авиации СССР до 1967 года, когда были заменены более совершенными системами.
12. Характерный "узкий" киль и низкий гаргрот ранних МиГ-21.
Координаты:
44°58'33.61"С
41° 7'21.59"В