Вертолёт Ми-8 установлен в Парке Победы города Лабинска (Краснодарский край).
Доступ свободный, можно смотреть. Охраны нет.
Состояние памятника - новое .
Дата съёмки - 05 августа 2020 года.
01.
02. Памятник установлен весной 2019 года.
На табличке посвящение лабинцам погибшим при исполнении служебного долга.
Отдельно упоминается начальник Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС России Роман Владимирович Фролов.
03. Роман Фролов был командиром экипажа вертолёта Ми-8ПС-11, разбившегося под Москвой 21.09.2016 года при выполнении учебно-тренировочного задания.
Кроме него, наборту были его первый заместитель Дмитрий Арсентьев, а так же старший бортовой авиационный техник (вертолёта)-инструктор вертолётного звена Жуковского АСЦ МЧС России.
Лопасть рулевого винта их вертолёта установлена рядом с памятным камнем и посаженной в их память кленовой аллеей.
04. На хвостовой балке памятника нанесён регистрационный номер RF-32825 - он так же принадлежал разбившейся машине.
05. На борту вертолёта имя Роман Фролов.
Памятник установлен при поддержке районной Администрации по инициативе заместителя председателя Лабинской районной общественной организации ветеранов Афганистана Владимира Фролова (отца погибшего лётчика).
Как выглядела машина в январе 2019 года после доставки в Лабинск, в том числе изнутри, а так же её историю можно увидеть в сюжете местных новостников.
06. Вертолёт Ми-8ТВ (регистрационный номер неизвестен, бортовой 128 чёрный, поверх 127 белый) был выпущен более 45 лет назад.
Точная дата производства неизвестна, но Ми-8 с правосторонним расположением рулевого винта перестали выпускаться в 1975 году.
07. В Лабинск вертолёт попал с аэродрома в п.Соколовый Саратовской области.
Эта машина использовалась для учебно-тренировочных полетов курсантов-летчиков.
08. Ми-8 это удивительная машина.
Первый полёт прототипа был в 1961 году - это год полёта первого человека в космос.
С тех пор Ми-8 получил многочисленные модернизации и продолжает не только летать, но и активно выпускаться.
Число произведённых экземпляров превысило 12000 штук.
09. У вертолёта есть пассажирские, транспортные, военные модификации.
Множество машин ушло на экспорт под индексом Ми-17 и летает по всему миру.
10. Здесь установлена версия Ми-8ТВ.
Она отличается от других наличием системы подвески вооружения.
11. На пилонах подвешены блоки Б8В20А неуправляемых авиационных ракет С-8.
12. А в носовой части - макет пулемёта.
На первых снимках этого памятника пулемёта ещё не было.
Подготовкой вертолёта занимались ветераны-афганцы, в том числе воевавшие на таких же Ми-8.
Поэтому к реставрации подошли очень тщательно и внимательно.
Кстати, в разных источниках курсовым пулемётом Ми-8 называют и 7.62-мм ПКТ и 12.7-мм ТКБ-481 (пулемёт Афанасьева А-12,7).
В РЛЭ на Ми-8Т от 1979 года про курсовые пулемёты ничего нет.
Чтобы определить точно - мне нужен комментарий специалиста по вертолётному вооружению.
От себя могу только предположить что это ПКТ - по чертежам видно, что крупнокалиберный пулемёт устанавливается в проём самого нижнего среднего окна остекления, а ПКТ в центральное (как здесь).
13. Трубка приёмника воздушного давления.
14. Что это за "карандашик"?
15. Остекление вертолёта полностью закрыто металлом, но зеркала оставлены целыми и в идеалном состоянии.
16. Посадочные фары.
Извините за ракурс.
17. Втулка несущего винта и выхлопная труба турбины двигателя.
18. Носовая опора шасси.
19. Стойка монумента.
Неплохое решение без лишних ферм, тяг и труб.
20. Ми-8ТВ. Памятник погибшим лётчикам.