Реактивный истребитель МиГ-23МЛД установлен на пересечении улиц Единство и Калараша в посёлке Лазаревское Краснодарского края.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, а смелым лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 14 сентября 2017 года.
01.
02. Памятник посвящён лётчикам и техникам 236-ой истребительной авиационной Лювовской Краснознамённой дивизии, а так же строителям аэродрома на котором дивизия базировалась в п.Лазаревское с 15.08.1942 г. по 25.02.1943 г.
В боях дивизии с врагом стали Героями Советского Союза:
- Павел Михайлович Камозин (дважды Герой,
биография);
- Дмитрий Леонтьевич Калараш (именем которого названа улица, где стоит памятник; погиб в бою недалеко от аэродрома;
биография);
- Геннадий Алексеевич Шадрин (
биография);
- Сергей Сергеевич Щиров (
биография);
- Михаил Прокофьевич Дикий (
биография);
- Дмитрий Дмитриевич Тормахов (Герой Российской Федерации,
биография).
(
таблички крупнее)
03. Боевой путь дивизии.
Лазаревское - Староминская - Запорожье - Львов - Тирасполь - Фитешти - Бургас - Рума.
04. На мемориале установлен самолёт МиГ-23МЛД.
Он принадлежал майкопскому 761-му учебному авиационному полку.
В 2005 году было решено использовать его для строительства памятника.
В 2010 году мемориал открылся.
Фотографии, спустя год после установки, и некоторые подробности есть
в рассказе камрада
05. МиГ-23 - (по кодификации НАТО: Flogger — «Бичеватель») — советский многоцелевой истребитель третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности разработки ОКБ-155.
06. Машина разрабатывалась как замена сверхзвуковому истребителю МиГ-21, поскольку новое радиолокационное оборудование не вмещалось в его носовой конус воздухозаборника.
Для установки нового локатора требовалось убрать воздухозаборник из носовой части самолёта.
В процессе поиска оптимальной конструкции были последовательно проработаны несколько вариантов будущего МиГ-23.
Первым был Е-8, у которого было треугольное крыло, похожее на крыло МиГ-21, но полностью переработанная носовая часть, новый экспериментальный двухвальный двигатель Р-21Ф-300 и система вооружения С-23.
Воздухозаборник перенесли под самолёт (очень похожий спустя десять лет сделали на американском F-16), сделав большой носовой обтекатель и добавив ещё одну пару крылышек - переднее горизонтальное оперение (ПГО).
Самолёт испытывался с 5 марта по 11 сентября 1962 года.
Испытания закончились серьёзной аварией, закончившейса гибелью первого экземпляра (Е-8/1) и тяжёлым ранением его пилота.
07. Следующим вариантом стал самолёт Е-8М, похожий на Е-8.
У него была новая система вооружения С-23П, другой двигатель Р-27Ф-300 и крыло большей площади.
Дальнейшие работы в этом направлении привели к появлению в 1967 году самолёта МиГ-23ПД (заводской индекс 23-01), особенностью которого были три двигателя.
Один маршевый и два подъёмных, использовавшихся для сокращения разбега при взлёте и пробега при посадке.
08. Ветвь Е-8М оказалась тупиковой и на следующей итерации (самолёт 23-11) вместо подъёмных двигателей было сделано крыло изменяемой стреловидности.
Двигателем этого варианта МиГ-23 так же стал Р-27Ф-300.
Первый полёт новая машина совершила в июле 1967 года.
Испытания показали, что эта схема оказалась верной и требуемые военными лётно-технические характеристики достигнуты.
Через два года МиГ-23 начал поступать в войска.
09. Самолёты МиГ-23 различных модификаций производились с 1969 по 1985 годы.
Всего построено 3630 истребителей и 769 двухместных учебно-боевых вариантов.
МиГ-23 стоит на вооружении ряда стран до сих пор.
На основе истребителя МиГ-23 был разработан истребитель бомбардировщик МиГ-27, один из самых совершенных вариантов которого
МиГ-27К я видел в Калужском Кирове.
10. Основная особенность конструкции МиГ-23 - крыло.
Оно могло отклоняться в широком диапазоне от 16° до 72°, что давало высокую максимальную скорость в 2500 км/ч (2.35М) на высоте и низкую минимальную в 250 км/ч при посадке.
Крыло могло поворачиваться на любой угол в указанном диапазоне, что давало пилоту очень широкие возможности по управлению скоростью самолёта.
Некоторые положения были предустановлены заранее.
Так на всех самолётах было фиксированное положение стреловидности в 45°
А у модификации МиГ-23МЛД было специально рассчитана и определена оптимальная стреловидность для боевого маневрирования, которая составляла 32°.
11.
12. Подфюзеляжный киль использовался для повышения путевой устойчивости самолёта.
При посадке складывался, чтобы не зацепить взлётную полосу.
13.
14.
15.
16. Цельноповоротный стабилизатор.
17.
Координаты:
43°54'47.62"С
39°20'27.37"В