Истребитель МиГ-23 (Лазаревское)

Реактивный истребитель МиГ-23МЛД установлен на пересечении улиц Единство и Калараша в посёлке Лазаревское Краснодарского края. Рядом расположена бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, а смелым лазить. Охраны нет. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 14 сентября 2017 года. 01. 02. Памятник посвящён лётчикам и техникам 236-ой истребительной авиационной Лювовской Краснознамённой дивизии, а так же строителям аэродрома на котором дивизия базировалась в п.Лазаревское с 15.08.1942 г. по 25.02.1943 г. В боях дивизии с врагом стали Героями Советского Союза: - Павел Михайлович Камозин (дважды Герой, биография); - Дмитрий Леонтьевич Калараш (именем которого названа улица, где стоит памятник; погиб в бою недалеко от аэродрома; биография); - Геннадий Алексеевич Шадрин (биография); - Сергей Сергеевич Щиров (биография); - Михаил Прокофьевич Дикий (биография); - Дмитрий Дмитриевич Тормахов (Герой Российской Федерации, биография). (таблички крупнее) 03. Боевой путь дивизии. Лазаревское - Староминская - Запорожье - Львов - Тирасполь - Фитешти - Бургас - Рума. 04. На мемориале установлен самолёт МиГ-23МЛД. Он принадлежал майкопскому 761-му учебному авиационному полку. В 2005 году было решено использовать его для строительства памятника. В 2010 году мемориал открылся. Фотографии, спустя год после установки, и некоторые подробности есть в рассказе камрада 05. МиГ-23 - (по кодификации НАТО: Flogger — «Бичеватель») — советский многоцелевой истребитель третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности разработки ОКБ-155. 06. Машина разрабатывалась как замена сверхзвуковому истребителю МиГ-21, поскольку новое радиолокационное оборудование не вмещалось в его носовой конус воздухозаборника. Для установки нового локатора требовалось убрать воздухозаборник из носовой части самолёта. В процессе поиска оптимальной конструкции были последовательно проработаны несколько вариантов будущего МиГ-23. Первым был Е-8, у которого было треугольное крыло, похожее на крыло МиГ-21, но полностью переработанная носовая часть, новый экспериментальный двухвальный двигатель Р-21Ф-300 и система вооружения С-23. Воздухозаборник перенесли под самолёт (очень похожий спустя десять лет сделали на американском F-16), сделав большой носовой обтекатель и добавив ещё одну пару крылышек - переднее горизонтальное оперение (ПГО). Самолёт испытывался с 5 марта по 11 сентября 1962 года. Испытания закончились серьёзной аварией, закончившейса гибелью первого экземпляра (Е-8/1) и тяжёлым ранением его пилота. 07. Следующим вариантом стал самолёт Е-8М, похожий на Е-8. У него была новая система вооружения С-23П, другой двигатель Р-27Ф-300 и крыло большей площади. Дальнейшие работы в этом направлении привели к появлению в 1967 году самолёта МиГ-23ПД (заводской индекс 23-01), особенностью которого были три двигателя. Один маршевый и два подъёмных, использовавшихся для сокращения разбега при взлёте и пробега при посадке. 08. Ветвь Е-8М оказалась тупиковой и на следующей итерации (самолёт 23-11) вместо подъёмных двигателей было сделано крыло изменяемой стреловидности. Двигателем этого варианта МиГ-23 так же стал Р-27Ф-300. Первый полёт новая машина совершила в июле 1967 года. Испытания показали, что эта схема оказалась верной и требуемые военными лётно-технические характеристики достигнуты. Через два года МиГ-23 начал поступать в войска. 09. Самолёты МиГ-23 различных модификаций производились с 1969 по 1985 годы. Всего построено 3630 истребителей и 769 двухместных учебно-боевых вариантов. МиГ-23 стоит на вооружении ряда стран до сих пор. На основе истребителя МиГ-23 был разработан истребитель бомбардировщик МиГ-27, один из самых совершенных вариантов которого МиГ-27К я видел в Калужском Кирове. 10. Основная особенность конструкции МиГ-23 - крыло. Оно могло отклоняться в широком диапазоне от 16° до 72°, что давало высокую максимальную скорость в 2500 км/ч (2.35М) на высоте и низкую минимальную в 250 км/ч при посадке. Крыло могло поворачиваться на любой угол в указанном диапазоне, что давало пилоту очень широкие возможности по управлению скоростью самолёта. Некоторые положения были предустановлены заранее. Так на всех самолётах было фиксированное положение стреловидности в 45° А у модификации МиГ-23МЛД было специально рассчитана и определена оптимальная стреловидность для боевого маневрирования, которая составляла 32°. 11. 12. Подфюзеляжный киль использовался для повышения путевой устойчивости самолёта. При посадке складывался, чтобы не зацепить взлётную полосу. 13. 14. 15. 16. Цельноповоротный стабилизатор. 17. Координаты: 43°54'47.62"С 39°20'27.37"В