Гаубица Б-4 (Парк Победы, Краснодар)

203-мм гаубица Б-4 из коллекции Краснодарского Парка Победы. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Дата съёмки - 03 сентября 2017 года. 01. 02. Б-4 (индекс ГАУ — 52-Г-625) — советская гаубица большой (особой) мощности калибра 203,2 мм (8 дюймов). Полное официальное название орудия — 203-мм гаубица образца 1931 года. Производилась с 1937 по 1941 годы. Объём выпуска - 1011 штук. 03. Орудие предназначалось для разрушения хорошо укреплённых позиций, ДОТов, ДЗОТов, капониров, зданий, мостов и т.п. Гаубица Б-4 активно использовалась в Советско-Финской и Великой Отечественной войнах, состоя в артиллерии РВГК. Кроме отличных возможностей стрельбы по навесной траектории (угол возвышения до 60°, 12 вариантов переменных зарядов), гаубица использовалась для стрельбы прямой наводкой при штурме городов и крепостей для разрушения укреплений и домов. После войны Б-4 долго стояли на вооружении Советской Армии. Сейчас они находятся на хранении на складах Российской Армии. 04. Артиллерийская часть гаубицы Б-4 была разработана в 1928 году конструкторским бюро Артиллерийского комитета. Рабочие чертежи лафета на гусеничном ходу и дальнейшее производство по ним гаубицы были организованы на Ленинградском заводе "Большевик". От названия завода появилась буква "Б" в наименовании орудия. Производство началось в 1931 году и с переменным успехом (119 штук) продолжалось до 1937, когда в работу активно включился Сталинградский завод "Баррикады" (до начала 1942 года на нём выпустили ещё почти 900 Б-4). 05. Калибр - 203.2 мм, число нарезов - 64, длина ствола в калибрах - 25 (5087 мм). 06. Угол вертикального наведения - от нуля до шестидесяти градусов. Угол горизонтального наведения - по четыре градуса влево и вправо. Высота линии огня - 1920 мм. Максимальная дальность стрельбы - 17890 метров. 07. Расчёт - 15 человек. Скорострельность 1 выстрел в две минуты. В номенклатуре боеприпасов присутствуют фугасные и бетонобойные снаряды. Кроме того, для орудия разработаны специальные боеприпасы с ядерной боевой частью. 08. Однобрусный лафет. Виден заглубляющийся в землю клиновидный сошник. 09. Гусеничный ход лафета. У орудия есть тормоза, но нет двигателя. Гусеницы нужны для того чтобы четырнадцатитоное (в походном положении) орудие обладало необходимой проходимостью. Кстати, самые массовые довоенные танки Т-26 и БТ-7 обладали боевой массой около 10 и 14 тонн, соответственно. 10. Ширина трака 460 мм. На 4 сантиметра уже, чем у Т-34. Координаты: 45° 1'18.57"С 38°57'13.77"В