Морское оружие (Парк Победы, Краснодар)

Военно-морское вооружение из коллекции Краснодарского Парка Победы. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние экспонатов - скорее хорошее. Дата съёмки - 03 сентября 2017 года. 01. 02. Рядом с подводной лодкой М-261 есть ещё несколько тематических экспонатов на площадке, посвящённой погибшим морякам-кубанцам. Похожие коллекции я уже видел в Парке Морской славы в Рязани и Каининградском музее Мирового океана. 03. Самые мирные экспонаты - два якоря Холла. 04. Рядом с ними две гальваноударные якорные мины образца 1908-1939 гг. Под пятью красными "рожками" скрывались свинцовые гальванические колпаки содержщие в себе сухую угольно-цинковую батарею с электролитом в стеклянной ампуле – "склянке". При ударе о корабль свинцовый колпак сминался, стеклянная склянка разбивалась и электролит "включал" батарею. Ток батареи активировал запальное устройство и мина взрывалась. Заряд мины 115 килограммов тротила. 05. Ещё пара таких же мин в другой раскраске и без гальванических колпаков. 06. Под миной находится её тележка-якорь. Четыре колеса на ней для перемещения мины по специальным рельсам на палубе корабля. В задней части специальная катушка для троса-минрепа. При помощи простого, но эффективного механизма, мина, после сброса в заданном месте, устанавливается на требуемую глубину и автоматически активируется (вода растворяет соляной или сахарный предохранитель). Затем мина удерживаемая якорем стоит и ждёт касания проходящего мимо неё корабля. 07. Борьба с минами осуществляется тралами, которые пытаются разрезать трос (минреп) и заставить мину всплыть. Для противодействия тралению на минном поле устанавливали специальное устройство - Минный защитник. Здесь стоять два устройства типа Глубоководный минный защитник (ГМЗ). 08. Действие минного защитника соответствует схеме работы якорной мины. При установке МЗ в воду магазин с четырьмя буйками отделяется от якоря и устанавливается на заданном углублении. Далее, один из буйков отделяется от магазина и всплывает на глубину буйрепа, на котором расположены подрывные патроны. При касании тралом буйрепа, трос трала скользит по нему, что вызывает взрыв заряда и разрыв трала. Оборванный буйреп приводит в действие механизм отделения следующего буйка из магазина, который восстанавливает опасную зону для контактного трала. 09. Большой морской бомбомёт БМБ-1. Устройство для запуска противолодочных глубинных бомб. 10. 533-мм парогазовая торпеда (53-39ПМ). На вооружении с 1949 года. 11. После Великой Отечественной войны коллективом конструкторов НИМТИ была создана модификация торпеды 53-39. Прибор маневрирования включённый в состав торпеды позволял формировать перед выстрелом достаточно сложную траекторию её движения с неоднократным пересечением курса цели при промахе. 12. Перед выстрелом торпедист настраивал на торпеде дистанцию до цели и её курс стараясь максимально точно попасть в предполагаемый район местнахождения цели. Если торпеда отрабатывала программу, но не попадала в корабль, то система управления переключала траекторию на круговую, чтобы торпеда поразила мишень хотя бы в борт. 13. Торпеда двигалась специальной паровой машиной, которая получала воздух из одного резервуара, а топливо из другого. После сгорания керосина поданная в камеру сгорания вода закипала превращалась в пар. Пар вращал винты. Скорость торпеды - до 51 узла (94 км/ч). 14. Специальный щит, рассказывающий о военно-морской жизни Краснодара. Координаты: 45° 1'18.57"С 38°57'13.77"В