Автомобиль ЗИС-5 (Туапсе)

Грузовой автомобиль УралЗИС-5 установлен рядом с перекрёстком улиц Богдана Хмельницкого и Киевской в городе Туапсе. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - нормальное. Дата съёмки - 05 июля 2020 года. 01. 02. Памятник посвящён воинам-автомобилистам. По этой дороге в 1942 году шло снабжение линии фронта, осенью 1942 года проходившей в районе Гойтхского перевала. Немецкие войска рвались к Черноморскому побережью всеми возможными путями, стремясь разорвать советскую оборону. Невероятными услилиями советских солдат они были остановлены в районе Новороссийска, на перевале у Горячего ключа и на перевалах под Туапсе в 20 километрах от этого места. 03. Спустя сорок лет после окончания войны, в 1985 году, группа энтузиастов в лице железнодорожников Александра Савельевича Яровенко и Юрия Гетта выступила с инициативой об увековечивании памяти военных водителей. Рядом со станцией Сортировочная был установлен автомобиль УралЗИС-5. 04. В местном издании "Туапсинские вести" мне удалось найти историю этой трёхтонки: У этой машины своя и послевоенная история. Валерий Власов рассказал, что ее водитель – туапсинец после того, как фашистов погнали на запад, работал на ней в «Водоканале», долго, до самой пенсии. Что интересно, пока он работал, и старенькая машина трудилась. Как только хозяин умер – и она заглохла. Некоторое время стояла во дворе заброшенной, постепенно превращаясь в хлам. Вот в таком виде ее нашли, отмыли, отреставрировали железнодорожники. 05. Автомобили УралЗИС-5 выпускались с 1944 по 1955 годы на Уральском автомобильном заводе в городе Миасс, Челябинской области. 06. Конструкция УралЗИС-5 повторяет собой конструкцию ЗИС-5 с упрощениями военного времени. 07. Внешнее состояние этого экземпляра вполне нормальное для памятника, простоявшего на улице 35 лет. 08. Периодически машину подкрашивают и обновляют. По крайней мере, доски грузовой платформы явно недавно заменены. 09. Картер заднего моста с характерной крышкой с болтами по кругу. По этому элементу можно легко отличить настоящий ЗИС-5 от новоделов. Кстати, у внешне похожего трёхосного ЗИС-6 картер заднего моста выглядит совершенно по другому, что часто не учитывают, когда собирают очередную "Катюшу" БМ-13 из кусков ЗИС-5. 10. Карданный вал у машины отсутствует. 11. Кабина металлическая (обшитая?) со следами сквозной коррозии. 12. Двигатель и трансмиссия отсутствуют полностью. 13. Переднее колесо с шестиоконным диском. Подобные колёса появились на обновлённой модели УралЗИС-355 в 1955 году. 14. Через дорогу от автомобиля-памятника (за ДК Железнодорожников) есть ещё один мемориал. 15. Это братская могила 24-х советских бойцов, погибших в районе Туапсе в 1942 году. Координаты: 44° 6'37.09"С 39° 5'39.01"В