Корабли у Литовского морского музея (Клайпеда)

На самом северном кончике Куршской косы находится Литовский музей моря (Lietuvos jūrų muziejus). Попасть туда можно по Куршской косе со стороны Зеленоградска через российско-литовскую границу или из литовской Клайпеды на пароме. Дорога хорошая, двигаетесь по косе на север и мимо кораблей не промахнётесь. Доступ посмотреть свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть. Автостоянка в любом месте у музея - платная (90 евроцентов в час). У нас было мало времени, поэтому в сам музей мы не пошли, а просто сделали несколько фото и поехали на паром. Любопытно, что паром с Куршской косы в Клайпеду бесплатный (даже кассы нет), а из Клайпеды на косу - 12.30 EUR/машина. Дата съёмки - 08 июня 2018 года. 01. 02. Таблички у всех экспонатов исключительно на английском и литовском языках. При этом у сайта музея есть русскоязычная версия. 03. Первый и самый большой корабль - Dubingiai. Это Средний Рыболовный Траулер (СРТ) проекта №395 "Бологое". Постороен 22.09.1961. Спустя некоторое время получил бортовой номер СРТ-3216 и имя Дубингяй (крошечная деревенька, неподалёку от Вильнюса). В 1984 году судно было списано и передано в музей, где и стоит до сих пор. 04. Основным назначением СРТ-3216 Дубингяй была ловля рыбы тралом и дрифтерными сетями, её переработка (заморозка/засолка) и перевозка полученной продукции к большому судну-рифрижератору или в порт. В 1972 г. судно установило рекорд – за рейс было поймано 30 тонн рыбы. 05. Водоизмещение траулера - 545 тонн. Максимальная длина - 43.6 метра (между перпендикулярами - 39.05). Ширина - 7.6 м. Осадка в загруженном состоянии - 2.99 м. Скорость - 10.4 узла. 06. С 1957 по 1963 год было построено более двухсот судов типа "Бологое". До наших дней дожили только два. Траулер Дубингяй в Клайпеде и научно-исследовательское судно Г.Ю.Верещагин на Байкале. Причём НИС Верещагин в эксплуатации по настоящее время. 07. Номер на рубке переведён на литовский (Vidutiniame žvejybos traleryje) VŽT-3216, а символика на трубе осталась оригинальной - советской. На палубу судна можно подняться и осмотреть экспозицию "Долгий рейс", посвящённую советской эпохе. 08. Следующий траулер, в три раза меньший поразмеру, чем Dubingiai, PTB-7167. В прошлой жизни был СТБ-7167 (Стальной Траловый Бот). Такие корабли строили на верфях ГДР с 1946 по 1956 годы. Всего было построено 291 штука, из которых 272 эксплуатировались в СССР, а остальные в ГДР, Албании и во Вьетнаме. 09. СТБ-7167 был построен в 1954 году на Берлинской верфи VEB Yachtwerft Berlin. В музей попал в начале 1980-х годов. 10. Задачей траулера было ловить рыбу тралом, дрифтерными сетями или снюрреводом (донным неводом). 11. Водоизмещение траулера типа СТБ - 77 тонн. Максимальная длина - 18.43 метра (между перпендикулярами - 15.70). Ширина - 5 м. Осадка в загруженном состоянии - 1.99 м. Скорость - 8.7 узла. 12. Третье судно - Малый Рыболовный Траулер МРТ-90 "Колыма". Сейчас он промаркирован, как MŽT-90 KOLYMA (Mažasis Žvejybos Traleris). Корабли этого типа строились на финских верфях с 1949 по 1952 годы в счёт военных репараций предусмотренных поражением Финляндии. Всего было спущено на воду 67 таких судов. 13. Колыма была построена в 1949 году на верфи Rauma-Repola в городе Раума (Финляндия). Траулер был передан в Морской музей Клайпеды вскоре после его создания в 1980 году. 14. Задача траулера была очень простой - лов рыбы тралом. 15. Водоизмещение МРТ-90 Колыма - 162 тонны. Максимальная длина - 23.60 метра (между перпендикулярами - 22.10). Ширина - 6.50 м. Осадка в загруженном состоянии - 2.74 м. Скорость - 9 узлов. 16. Небольшие экспонаты на открытой площадке (табличка) Слева советская морская мина КБ, правее от неё фарватерный буй порта Клайпеда, дальше рыбацкий моторный катер. 17. Гребной винт и его вал. 18. Катер на табличке называется Dorė a motor-engine boat of the Curonian lagoon fisherman. На русской версии сайта про него упоминаний нет, а на литовской и английской сказано, что такие моторные лодки использовались местными рыбаками в 1950-1975 годах для ловли в Куршском заливе или в прибрежных районах Балтийского моря. Конструкция лодки основана на Скандинавской модели(?), каркас набора сделан из дуба, а борта из сосны. Мощность дизельного двигателя двигателя 30 л.с. Этот экземпляр построен в деревне Криукай в 1950-х - 1960-х годах. Слева от катера якорь с грузового парохода типа Либерти (американский массово строившийся тип кораблей военного времени; построено 2710 пароходов с 27 сентября 1941 года по 30 октября 1945 года; средняя скорость постройки - каждые 10 дней на воду спускалось 18 транспортов). 19. А на таких лодках литовские рыбаки отправлялись ловить рыбу в 1930-х годах. Это Kurėnas NID.1 - традиционная литовская парусная лодка. (табличка) Построена в 1935 году, восстановлена в 1988 году. С 1989 по 199 ходила под парусом по Куршскому заливу, принимала участие в научных миссиях и этнографических экспедициях. С 2001 года лежит на этом месте под навесом. 20. Ещё один артефакт - фрагмент правого борта парусно-моторной рыбацкой лодки начала ХХ-го века, найденный в 1981 году в районе Паланги. На таких лодках местные рыбаки добывали лосося в конце XIX - начале XX века. (табличка) Координаты: 55°42'47.27"С 21° 6'19.89"В