Рядом с терминалом Рижского международного аэропорта (RIX) есть небольшой авиационный музей.
Если стать спиной к выходу из аэропорта, а лицом к автостоянке, то музей будет примерно в трёхстах метрах налево по тротуару.
Вход в музей платный - 5 Euro. Только наличные.
Открывает ворота музея и показывает что к чему лично создатель и многолетний директор музея - Виктор Петрович Талпа.
Дата съёмки - 12 июня 2018 года.
01.
02. История музея началась в 1965 году, когда был организован Клуб Юных Лётчиков имени Ф.А.Цандера.
Клуб Юных Лётчиков давал начальные знания молодым ребятам-курсантам, которые с восьмого класса получали профессиональное образование в сфере авиации.
Курсанты слушали теоретические авиационные дисциплины, изучали деятельность авиапредприятия (в том числе на практике), прыгали с парашютом, учились "летать" на тренажёрах Ан-2, Ту-134, Ту-154.
Успешно закончившим программу обучения выпускникам выдавалось свидетельство установленного образца и присваивалась квалификация "Моторист 2-го разряда по эксплуатации самолёта Ан-2".
Клуб имел очень высокую репутацию в авиационной среде, давал качественное образование, которое сильно помогало выпускникам при поступлении в авиационные Училища.
Не удивительно, что на зачисление в Клуб был конкурс соискателей.
В 1987 году в седьмом номере киножурнала "На воздушных трассах" вышел сюжет про К.Ю.Л. им. Ф.А.Цандера. (смотреть на net-film.ru с отметки 7:20)
К моменту распада СССР и получения Латвией независимости, Клуб имел три филиала (Рига, Лиепая, Вентспилс) и имел обширную материальную часть в виде переданных Министерством обороны СССР и Латвийским УГА различных списанных самолётов, машин, аэродромного оборудования и тренажёров.
В 1990-е годы финансирование деятельности клуба новым государством прекратилось.
Площади занятые Клубом и его техникой понадобились для других целей.
К счастью, руководство Рижского аэропорта помогло спасти коллекцию, выделив небольшой участок на территории лётного поля под музей.
Переезд экспонатов на новое место происходил в 1998-1999 годах.
С тех пор Клуб стал Музеем и его директор всегда рад гостям.
Виктор Петрович Талпа. Фото с сайта Рижского музея авиации.
03. В нынешнюю экспозицию Рижского музея авиации входят сотни экспонатов.
Несколько десятков реактивных самолётов, от простых учебных L-29 и МиГ-15УТИ до сверхзвуковых разведчиков МиГ-25Р.
04. Большая авиация представлена сверхзвуковым Ту-22М1 (опытный, не серийный самолёт) и Аэрофлотовским Ту-134, который попал сюда своим ходом с очень любопытной историей.
Летом 2018 эти два самолёта стояли рядом с территорией музея и были хорошо видны с дорожки.
На спутниковых снимках 2019 года обе машины по каким-то причинам (ремонт лётного поля?) отбуксированы к лесополосе на противоположной стороне аэродрома (прямо по кадру) и, наверняка, толком не видны.
С 2005 по 2010 год здесь так же стоял Ту-154Б-2 (СССР-85515, затем YL-LAB), но потом хозяин самолёта продал его на металлолом.
05. Самолёты гражданской авиации размером поменьше стоят на территории музея.
Пассажирские, сельскохозяйственные, планеры.
Целая линейка вертолётов Миля (Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-24А) и Ка-26.
06. В музее есть несколько автомобилей.
Обычные легковые, типа этого ЗАЗ-968М и разнообразные аэродромные специальные.
В том числе РЛС РСП-7Т, машины для чистки полосы (механические и ветродуйные - струёй реактивного двигателя ВК-1), для антиобледенительной обработки самолётов и ещё много других.
В экспозиции есть огромный пожарный автомобиль АА-60 на базе МАЗ-7310.
Несколько аэродромных трапов, тележек и другой техники.
07. Большой набор реактивных двигателей.
Если не ошибаюсь, то самый большой - это один из боковых от Ту-154.
Про остальные - буду рад если подскажут знающие люди :)
08. Несколькими группами в музее расположено авиационное вооружение.
09. Например, эта уникальная коллекция пусковых для НУРСов разного типа и калибра.
10. Или эти два устройства.
Дальнее подвесной топливный бак, а ближнее похоже на ракету (хотя может быть и чем-то ещё).
Чуть подальше стоят ракета комплекса С-75 и морская(!) мина КСМ.
11. Огромное количество разноцветных аэродромных огней.
12. У музея есть небольшой павильон в котором расположена экспозиция авиационных артефактов.
Приборы, схемы другое имущество.
13. Тренажёр Ил-76(?).
14. "Черный" ящик (аварийный самописец) оранжевого цвета.
15. Большая коллекция авиамоделей и наград
16. Несколько десятков экспонатов.
17. А для тех кто вдохновился осмотром и захотел почувствовать как это - лететь над землёй на крылатых машинах, у планера Blanik на выходе из музея стоит небольшая табличка с предложением получить пилотскую лицензию от одной эстонской авиашколы.
Небольшой сюжет местной телекомпании о Рижском авиационном музее.
Про этот музей я ещё не раз напишу истории по отдельным классам и типам :)