Самолёт Ту-134 (Кишинёв)

Пассажирский самолёт Ту-134А установлен на привокзальной площади Международного аэропорта Кишинёва (Aerportul Internaţional Chişinău, IATA-код: KIV). Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 17 июня 2019 года. 01. 02. Табличка на двух языках:
AVIONUL TU-134 ESTE INSTALAT IN CINSTEA LUCRĂTORILOR AVIATIEI CIVILE A REPUBLICII MOLDOVA 19 IX 2005 Самолёт Ту-134 установлен в честь тружеников гражданской авиации республики Молдова.
03. Чудесная крафтовая табличка с перечислением (если я правильно понимаю язык) всех причастных к установке памятника. В последней строке указано, что автор памятника Семён Шойхет - это один из самых известных архитекторов сначала Советской Молдавии, а затем и Republica Moldova. Образцы его творчества встречаются в самых разных уголках республики. Например, я уже показывал фото ДК железнодорожников в Кишинёве, построенного Семёном Шойхетом сорок лет назад. 04. Ту-134 (по кодификации НАТО: Crusty — «Резкий») — советский пассажирский самолёт на 76—80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении. Первый полёт выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации с сентября 1967 года. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего, вместе с опытными и предсерийными образцами, было построено 854 самолёта всех модификаций. 05. Этот экземпляр самолёта Ту-134 был построен 27 августа 1976 года (заводской номер 6348700). Получил бортовой номер СССР-65036 и был направлен в Центральное Управление Международных Воздушных Сообщений СССР (был Official Olympic Carrier). В августе 1979 самолёт был передан в Кишинёвский объединённый авиационный отряд Молдавского управления гражданской авиации. В августе 1992 года Кишинёвский ОАО Молдавского УГА вошёл в состав вновь образованной компании Air Moldova под старым номером. В марте 1994 года бортовой номер был изменён на ER-65036, который самолёт и носил до момента списания в сентябре 2003 года. Сейчас на машине бортового номера нет вовсе. Ту-134А СССР-65036 в ранней молодости (на заводе?) Ещё несколько фото этого самолёта советского и постсоветского времени есть на сайте aviahistory.ucoz.ru. 06. 21 ноября 1997 года самолёт попал в аварию - сел до полосы. В дальнейшем был восстановлен и возвращён в эксплуатацию. Жертв, судя по всему, не было. Какие либо подробности мне неизвестны. 07. Самолёт выглядит очень неплохо для своего возраста. Практически все внешние элементы на месте. 08. Стеклянная кабина штурмана в носу самолёта. В состав экипажа Ту-134 и Ту-134А входило четыре человека - командир, второй пилот, борт.инженер и штурман. В поздних сериях Ту-134А и Ту-134Б место штурмана заняла радиолокационная система Гроза-134. 09. Ту-134 был развитием Ту-124, который, в свою очередь, был уменьшенным подобием первенца советской пассажирской реактивной авиации Ту-104, который был построен на базе реактивного бомбардировщика Ту-16. Предшественники Ту-134 имели очень похожую друг на друга аэродинамическую схему. Стреловидное крыло (низкоплан у пассажирских версий и среднеплан у боевой), два двигателя в корне крыла у фюзеляжа, хвостовое оперение со стреловидным килем и низкорасположенным стабилизатором. 10. Такая схема была хороша для первого поколения машин конца 1940-х - 1950-х годов, но к началу 1960-х уже перестала удовлетворять и пассажиров (шум/вибрации) и авиационных специалистов (неудобство в обслуживании двигателей). Поэтому, после выпуска 165 экземпляров Ту-124, его конструкцию глубоко переработали. Двигатели и дополнительное оборудование перенесли в хвостовую часть. А стабилизатор перенесли вверх киля (Т-образное оперение). Самолёт стал тише и экономичнее. Первые экземпляры получили индекс Ту-124А, но потом было принято решение дать машине собственный номер - Ту-134. 11. Перенос двигателей в хвостовую часть самолёта дал возможность установки на них реверса, что упрощало эксплуатацию новой машины с небольших аэродромов. Впрочем, первые Ту-134, как и предшественники использовали тормозной парашют. Затем появилась версия Ту-134А с двигателями Д-30 II серии, которая как раз и отличалась наличием реверса. Вместо парашютного контейнера в заднем конце фюзеляжа Ту-134А установили Вспомогательную Силовую Установку (ВСУ), сопло которой хорошо видно на снимке. 12. Двигатель Д-30. Был разработан в 1963 году для Ту-134. Затем неоднократно модернизировался и развивался в разных направлениях. 13. Достаточно сказать, что на вариантах Д-30, в том числе полностью переработанных, летали и летают Ту-154, Ил-76, Ил-62, М-55 "Геофизика", А-40 "Альбатрос", китайские Xian Y-20 и бомбардировщик H-6K. А самое интересное, то что на основе Д-30 созданы двигатели Д-30Ф-6 для сверхзвукового перехватчика МиГ-31. 14. Вертикальное оперение. Как и на большинстве самолётов состоит из неподвижного киля и подвижного руля направления. А на подвижном руле направления есть ещё один небольшой подвижный элемент - триммер. При помощи триммеров самолёт балансируется в полёте. Это нужно для компенсации несимметричности конструкции или загрузки лайнера. 15. То есть, совершенно нормально если самолёт при ровных рулях пытается потихоньку уйти с курса в каком то направлении. Можно, конечно, немного отклонить штурвал или педали, но лететь с постоянно смещёнными рулевыми органами не очень хорошо. Поэтому и используются небольшие элементы на рулевых поверхностях, поворотом которых компенсируется отклонение самолёта от прямолинейного движения при нейтральном положении органов управления. Точно такие же полосочки триммеров видны и на руле высоты на горизонтальном оперении. 16. Сложная форма консоли крыла. Насколько я помню, полукруглый выступ снизу защищает крыло от повреждений при лёгких касаниях поверхности полосы при неудачной посадке. 17. Обтекатель ниши основной стойки шасси. При всём желании получить гладкое, хорошо обтекаемое и "экономичное" крыло, конструкторам пришлось оставить большие гондолы шасси. 18. Основная стойка. Четырёхколёсная, что связано с требованием эксплуатации с аэродромов низзкого класса. При уборке, как и у предшественников, тележка переворачивается и оказывается над стойкой. Колёса КТ-81/3. Размер 930×305. 19. Под фюзеляжем видна ещё одна интересная особенность Ту-134 - фюзеляжный тормозной щиток (большой прямоугольник с тягой спереди). Элемент часто встречающийся на боевых самолётах, но очень редко на пассажирских. Обычно используют тормозные щитки на крыльях. 20. Носовая двухколёсная управляемая стойка. Колёса К-288. Размер 660×200. Координаты: 46°56'13.70"С 28°55'58.86"В