Орудийная повозка Бр-10 (Ленино)

Орудийная повозка Бр-10 со стволом гаубицы Б-4 из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея. Дата съёмки - 18 марта 2020 года. 01. 02. Среди артиллерийских систем, принятых на вооружение Красной Армии в 1930-е годы особое место занимает так называемый триплекс особой мощности. В него вошли 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4), 152-мм пушка образца 1935 года (Бр-2) и 280-мм мортира образца 1939 года (Бр-5). 03. Одной из особенностей артиллерийских систем этого триплекса была большая боевая масса орудий (17.7 т, 18.2 т и 18.4 т, соответственно). Поэтому для перевозки систем между позициями применялась разборка на отдельные части - лафет и ствол. При переходе в походное положение ствол вынимали из лафета и перегружали на специальную орудийную повозку. 04. Для триплекса были созданы несколько видов орудийных повозок - Бр-10, которую мы видим здесь, а так же повозка с колёсами тракторного типа и орудийная повозка на гусеничном ходу Б-29 (построена на базе танка Т-26). Для транспортировки лафета к нему присоединяли колёсный передок со сцепным устройством. Штатно, лафетную часть буксировали гусеничные тягачи "Ворошиловец", а орудийную повозку Бр-10 - тягачи "Коминтерн". 05. Вес лафетной повозки с передком составлял 13.8 тонны, а вес орудийной повозки Бр-10 со стволом был, в зависимости от типа ствола, 10.6 т (203-мм Б-4), 11.1 т (152-мм Бр-2) и 11.3 т (280-мм Бр-5). 06. В Ленино-Снегирёвском музее экспонируется орудийная повозка Бр-10 со стволом 203-мм гаубицы Б-4 номер 22, выпущенной в 1937 году на Сталинградском заводе "Баррикады". 07. Вес ствола с затвором 5220 кг, что на 20 кг больше, чем в справочниках. Каждый изготовленный ствол взвешивался при выпуске с проставлением клейма с полученным значением. 08. Поршневой затвор. При закрытии входил в казённую часть, а затем поворачивался, совмещая зубчатые нарезы с ответными упорами внутри казённика и запирая тем самым ствол. На боевом орудии должен блестеть и не иметь никакого покрытия, кроме консервационной смазки между стрельбами. Краска обгорела бы при первом же выстреле и заклинила (склеила) затвор. 09. Косые шестерни - элементы механизма поворота затвора при запирании. 10. Сама орудийная повозка Бр-10 имеет переднюю ось с поворотным механизмом и две амортизированные двухколёсные тележки по бокам. 11. По бокам от ствола на повозке закреплены направляющие для его перегрузки на лафет. 12. Передняя ось с двумя сдвоенными колёсами. Оборудована механизмом поворота с приводом от водила. 13. Каждая боковая тележка состояла из четырёх металлических колёс, соединённых попарно на отдельных балансирах. Амортизация - две горизонтальные пружины. 14. Сцепное устройство. 15. Табличка. Орудийная повозка Бр-10 с металлическими колёсами была принята на вооружение в 1937 году. Этот экземпляр выпущен на заводе Баррикады в 1938 году. Серийный номер 48. 16. На орудийной повозке, помимо ствола орудия, были кресла для перевозки нескольких человек расчёта. К сожалению, на этом экземпляре кто-то оторвал сиденье и спинку, оставив от них только шурупы. 17. Размер грузошины 900х160/717. Данный тип колёс с бандажом из сплошной резины ограничивал скорость возки системы до 25 км/ч по шоссе и до 15-18 км/ч по булыжной мостовой. При превышении этой скорости происходило отслаивание бандажей колёс. Перед войной была разработана другая конструкция, с более широким допуском по скорости, но от неё отказались. Нет смысла усвеличивать скорость передвижения ствола, если лафет на гусеничном ходу в принципе не может ехать быстрее 15 км/ч по гладкой дороге. Модернизацию провели уже после войны, когда гусеничный лафет был заменён на колёсный. Аналогично переделали и орудийную повозку. Координаты: 55°52'52.54"С 37° 3'8.42"В