Лёгкий артиллерийский тягач АТ-Л из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
Дата съёмки - 18 марта 2020 года.
01.
02. АТ-Л (Артиллерийский Тягач — Лёгкий) — лёгкий артиллерийский тягач ВС Союза ССР.
АТ-Л создан в 1947 году конструкторским бюро Харьковского тракторного завода.
Лёгкий артиллерийский тягач АТ-Л выпускался до 1967 года в нескольких модификациях и заслужил уважение в армии и народном хозяйстве.
Широко применялся для освоения труднодоступных районов СССР.
03. В Ленино-Снегирёвский музей эта редкая в наши дни машина попала около 20-ти лет назад.
По неподверждённым свидетальствам работников музея, прибыла она чуть ли не своим ходом.
Однако, несколько лет стояния на общедоступной территории музея привели её в очень печальное состояние.
Была утрачена светотехника, остекление, интерьер кабины, правая дверь, капоты двигателя и многие его детали.
Вот так этот тягач выглядел в середине 2000-х годов (Фото: wikimapia.org)
04. Несколько лет назад тягач АТ-Л был переставлен ближе к зданию музея, а утраченные внешние панели заменили листами плоской жести.
Издали внешнее сходство с целым АТ-Л вернулось, но вблизи это ужас-ужас.
05. Артиллерийский тягач АТ-Л был разработан на основе обобщённого опыта Великой Отечественной войны.
Военным стало очевидно, что время лошадей окончательно прошло и настоящую мобильность артиллерии может дать только механизированная тяга.
Это понимание совпало с принятием на вооружение целого ряда новых артиллерийских систем разных классов.
Главным бронетанковым управлением Красной Армии было сформировано задание, по итогам которого на ХТЗ разработали два новых гусеничных тягача.
Для "больших" пушек типа Б-4 или зенитки КС-30 и вновь создаваемых ракетных комплексов был принят на вооружение
тяжелый тягач АТ-Т (на базе Т-54).
А для средних артсистем (ЗИС-3, Д-44, а в дальнейшем Д-30, Д-20, С-60, КС-18А) сделали лёгкий тягач АТ-Л на оригинальном шасси.
В 1948 году были построены первые три экземпляра нового быстроходного лёгкого гусеничного тягача, который мог буксировать прицеп массой до шести тонн и везти ещё две тонны груза на платформе.
После испытаний в условиях суровой снежной зимы на Крайнем Севере и жаркого пыльного лета в Средней Азии машина была принята на вооружение.
Первая партия новых тягачей АТ-Л покинула ворота ХТЗ в 1952 году.
Тягачи строились до 1967 года.
После изменения концепции применения артиллерии Н.С. Хрущёвым (разгона наземных войск) большая часть артиллерийских тягачей осталась не у дел и была списана в народное хозяйство.
Где они и применялись на всесоюзных стройках в Сибири и Средней Азии, часть машин разошлась по миру, некоторые попали даже в Антарктиду (АТ-Т).
06. Внутренняя компоновка АТ-Л:
1 – радиатор, 2 – люк командира, 3 – тент, 4 – кузов, 5 – тягово-сцепной прибор, 6 – ресивер воздушной системы, 7 – лебедка, 8 – топливный бак, 9 – карданы вал привода лебедки, 10 – двигатель, 11 – вентилятор, 12 – сиденья расчета, 13 – воздушные фильтры.
07. Бортовая платформа.
Тягачи АТ-Л комплектоваличь несколькими типами платформ, в том числе закрытыми кузовами, специальными установками (РЛС, Автоматический Топопривязчик) и т.п.
У этого экземпляра хорошо видны основания трёх лавок для пассажиров и остатки ящика для инвентаря.
08. На задней стенке тягача мы видим тягово-сцепное устройство и выходные ролики тросовой лебёдки.
Сама лебёдка находится под полом платформы и имеет привод от вала отбора мощности КПП.
09. Ходовая часть.
Пять литых катков с обрезиненным ободом с индивидуальной торсионной подвеской.
10. Литой ленивец уменьшенного диаметра.
11. Поддерживающих катков не предусмотрено.
Опорные катки - одинарные.
12. Ведущее колесо со съемными зубчатыми венцами, отлитыми из износостойкой стали, подвергнутой термообработке, с толкающим цевочным зацеплением.
Мне кто-нибудь сможет объяснить почему у АТ-Л, как и у Шерманов, Т-44М, Т-54 и АТ-Т ведущее колесо имеет столь странное и несимметричное количество зубцов - 13?
Что любопытно, у Т-55 зубцов уже 14 - неплохой способ различать Т-54/55, кстати.
13. Мелкозвенчатые гусеничные цепи с открытыми шарнирами, изготовленные из высокомарганцовистой, очень стойкой к абразивному износу и ударным нагрузкам стали Гадфильда.
Шаг трака - 123 мм.
Ширина трака - 300 мм.
Гребни только на половине траков.
Координаты:
55°52'52.54"С
37° 3'8.42"В