Тяжёлая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
Дата съёмки - 18 марта 2020 года.
01.
02. Вскоре после принятия решения о замене в производстве танков КВ-1с на ИС-1 встал вопрос о смене платформы для одной из самых мощных САУ Красной армии СУ-152.
Разработка нового самохода началась в июне 1943 года.
А уже в ноябре новая САУ была принята на вооружение под обозначением ИСУ-152.
03. ИСУ-152 оказалась очень удачной системой.
Обладая подвижным шасси (до 40 км/ч по шоссе) и унифицированная по ходовой части и двигателю с основными тяжелыми танками Красной Армии, САУ отлично показала себя в бою.
Снаряды 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20С поражали сильно защищённые укрепления, ДОТы, ДЗОТы, разносили на кирпичи дома в городских боях.
Прямое попадание в любой немецкий танк с высокой вероятностью уничтожало его.
Для лёгких и средних танков причиной выхода из строя могло быть даже не самое точное попадание, хватало и просто разрыва снаряда ИСУ-152 в непосредственной близости от танка.
Конечно, в случае дуэли у ИСУ-152 шансов было меньше, чем у полноценных танков, в основном по причине низкой скорострельности и боезапаса всего в 20 выстрелов.
04. Этот экземпляр САУ ИСУ-152 выпущен в июне 1945-го года.
Приблизительно, 1950-1960-хх годах машина прошла модернизацию до уровня ИСУ-152М.
В этом варианте модернизации заменялся двигатель, элементы ходовой части, переносился топливный бак из боевого отделения моторно-трансмиссионное, а на его месте размещался дополнительный боезапас.
При этом, в отличие от версии
ИСУ-152К внешний вид машины оставался близок к исходному (без дополнительных ящиков, грязевых щитков на крыльях и т.п.)
05. Маска пушки.
06. Признак поздних производственных серий - сварной нос (после второй половины 1944 г.)
Траки между буксировочными крюками закреплялись для увеличения защиты нижней детали.
07. В правой части стыка передних бронеплит виден номер К1276 и ещё какая-то закорючка.
(
hi-res этого фото)
08. Справа от смотрового люка механика-водителя видна трубчатая конструкция защиты фары - один из элементов послевоенной модернизации.
Координаты:
55°52'52.54"С
37° 3'8.42"В
Другие А-19, МЛ-20 и их носители:
- А-19 (1931) - Плавск, Тула;
- А-19 (1931/37) - Краснодар, Новомосковск;
- МЛ-20 - Брянск, Нарофоминск, Тула;
- ИСУ-152 - Белгород, Воронеж, Краснодар (1), Краснодар (2), Ленино, Минск, Наро-Фоминск, Ростов-на-Дону (демилитаризована в БТТ-1), Самара (демилитаризована в БТТ-1), Тольятти.