Танк М4А2(76)W HVSS из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
Дата съёмки - 18 марта 2020 года.
01.
02. M4 «Шерман» - американский средний танк периода Второй мировой войны.
Воевал в Европе, Азии, Африке и на Тихоокеанском театре.
Большое количество машин было поставлено по ленд-лизу союзникам по антигитлеровской коалиции, в основном, Великобритании и СССР.
03. Первые версии танка М4 были вооружены пушкой M3 калибра 75 миллиметров.
Достаточно хорошее орудие для первой половины Второй мировой войны, сравнимое по характеристикам с пушкой Ф-34 советского танка Т-34.
Но с появлением у противника танков PzKpfw V «Panther» и PzKpfw VI «Tiger» (вон он, кстати, слева на снимке) стало очевидно, что бронепробиваемости пушке M3 не хватает.
04. Быстрое решение проблемы американские конструкторы нашли в замене пушки вместе с башней на другую, от опытного танка T23.
Диаметр погона башни M4 составлял 1720 мм, поэтому задел для установки "больших голов" у машины был.
05. Новая длинноствольная 76-мм пушка M1 могла пробивать в полтора раза более толстую броню, чем 75-мм пушка M3.
Это решило большую часть проблем с новыми "немцами".
06. В то же время постоянные изменения и улучшения вооружённости и защищённости M4 увеличили его боевую массу до 33 с лишним тонн.
Это привело к тому, что его подвеска стала испытывать большие сложности с ресурсом.
Неудивительно, если учесть, что она почти без изменений пришла на M4 с 17-тонного Medium tank M2 (через его улучшенную версию M3 Lee).
Там, вообще, была интересная история, связанная с тем, что нижняя половина нескольких поколений американских средних танков менялась не особо сильно, в отличие от верхней.
07. Выход был найден в замене прежней версии подвески на новую, более совершенную и успешно выдерживающую возросшую нагрузку.
Остальная конструкция танка осталась прежней.
08. Для определения типа к индексу модели танка стали добавлять аббревиатуру типа его подвески.
Старая называлась VVSS, а новая HVSS.
09. В Ленино-Снегирёвском музее есть два танка M4A2.
Про первый, который виден справа на заднем плане, я рассказывал вчера - это M4A2(75) VVSS - версия M4 с двумя шестицилиндровыми дизелями GM 6046, 75-мм пушкой M3 и старой версией подвески VVSS.
Второй танк, наш сегодняшний герой - это M4A2(76)W HVSS (так же известный как M4A2E8) - версия M4 с теми же двумя двигателями General Motors, новой башней Т23, 76-мм пушкой М1 и подвеской HVSS.
По информации Surviving Panzers website его серийный номер 64643, а регистрационный 30122622.
Выпущен танк на заводе Fisher Tank Arsenal в феврале 1945 года.
Вероятнее всего, эта машина была в числе 250-ти танков данного типа, которые попали в СССР в мае-июне 1945 года.
То есть, они не успели принять участие в боях с немцами.
Зато успели на Советско-Японскую войну, а точнее её сухопутную часть - Манчжурскую операцию.
Камрад подсказал мне некоторые подробности судьбы этой машины:
1. Этот танк после войны трудился тягачом восстановительного поезда железнодорожной станции Морозовская. После списания, в 90-х годах был доставлен в музей на Поклонной горе. Там стоял какое-то время, пока его не "поменяли" на один из М4А2, вывезенных из Нахабинского полигона и стоявших в Снегирях.
2. Башню, как и ствол пушки, танк получил уже после доставки в Снегири.
3. Танк имеет две особенности. Во-первых, это грунтозацепы, наваренные на траки уже в СССР. Во-вторых, неродные бандажи на некоторых катках - те, которые с протектором.
То есть, танк стал тягачом еще в конце 1940-х годов, когда с него сняли башню, заделали её погон и получившийся бронированный трактор передали в народное хозяйство СССР.
А спустя 50 лет машину списали и выставили в музее на Поклонной горе.
Вот он в экспозиции в 1999 году:
Больше фото Шерманов в роли тягачей можно посмотреть в постах добрых людей на scaletrainsclub.com и drive2.ru.
Башня Т23 с обрезанным стволом орудия была найдена на полигоне в Нахабино отдельно от танка и установлена на шасси уже в музее.
В 2000 году она выглядела вот так (Фото: armor.kiev.ua):
10. Массивная литая носовая деталь, закрывающая трансмиссию переднего расположения.
Удивительно, но в середине ХХ-го века почти все танковые конструкторы мира размещали ведущие колёса и трансмиссию впереди, а двигатель сзади или сбоку танка.
В отличие от большинства советских конструкций, где все компоненты находились в задней части (за исключением лёгких танков).
11. Верхняя лобовая деталь этого танка отличается от той, что стоит на другом.
Здесь нет выступающих рубок стрелка и водителя, люки которых перенесены на крышу, и вся деталь стала плоская.
"Сердечки" посередине на уровне пулемёта - остатки следов приварки кронштейна крепления орудия по-походному.
12. Люки открыты, как и у многих танков этого музея.
Внутри мусор, фото нет.
Из маски пушки торчит пулемёт.
Настоящий это Browning М1919А4 или труба снаружи не разобрать, но, зная историю этого танка, я скорее предположу трубу.
Большое отверстие в маске слева - для телескопического прицела M71D.
Круглая короткая трубка над правым углом маски (над треугольным символом) - 2-дюймовый дымовой гранатомет МЗ.
13. Моторный отсек.
Можно заметить, что все элементы на крыше отсека либо попарно симметричны, либо по центру.
Это не удивительно, потому что у M4A2 два двигателя.
Проблема с мощными компактными моторами для танковых конструкторов всегда была актуальна.
И идея совместного использования нескольких слабых двигателей, для достижения требуемой мощности, лежала на поверхности.
Поэтому во многих танках того периода было больше одного мотора.
Собственно, именно двигателями различаются разные версии M4.
У M4A1 стоит звездообразный авиационный двигатель Continental, у M4A2 спарка дизелей GM, M4A3 получил бензиновую восьмёрку Ford, а больше всех отличился M4A4 в котором установили пять автомобильных шестицилиндровых двигателей Chrysler L6, получив монстрообразную 30-цилиндровую установку Chrysler A57 multibank.
Все эти двигатели, кстати, имели мощность около 350-370 л.с.
Любопытно, что для советских танков уже в 1939 году начали производить 500-сильный компактный дизель В-2, с которым Красная Армия и прошла всю войну.
14. Особенность конструкции задней части M4 - между верхним и нижним кормовыми листами есть зазор для выпускной системы двигателей.
15. Ходовая часть танка.
Та самая HVSS.
Horizontal Volute Spring Suspension.
Опыт войны и последующее развитие танкостроения показали однозначное преимущество торсионной подвески перед различными вариантами пружинных.
Поэтому и подвеска "Кристи", применявшаяся на Т-34, и американская VVSS/HVSS достаточно быстро перестали применяться.
Однако, в предвоенные годы это было не так очевидно, в том числе и связи с имевшимися технологическими проблемами массового производства длинных, тонких, упругих и прочных торсионов.
Пружинная была дешевле, казалась проще и в разных вариантах применялась всеми конструкторами.
16. Одним из вариантов пружинной подвески была VVSS - блокированная подвеска с двумя продольно расположенными широкими опорными катками и вертикально расположенной амортизирующей пружиной.
Мы видели её на стоящем рядом M4A2(75) VVSS.
Но у новых, более тяжёлых версий M4 с башней Т23 и пушкой М1 эта подвеска начинала ломаться слишком быстро.
Отслаивались резиновые бандажи опорных катков, ломались пружины.
Слишком узкие гусеницы, которые нельзя было расширить, снижали проходимость танка на мягком грунте.
(одиночные опорные катки катятся по середине гусеницы и если её расширить она начнёт выворачиваться на неровностях и слетать)
17. Для ликвидации этих проблем было предложено полностью заменить ходовую Шерманов.
Старые тележки заменили на новые с четырьмя колёсами.
Увеличилась площадь контакта с гусеницами, снизилась нагрузка на бандажи, тележка стала меньше и легче.
Новые гусеницы были расширены с 420 до 584 мм, что значительно улучшило проходимость танка, снизив давление на грунт с 0,98 до 0,714 килограммов на квадратный сантиметр.
Появились телескопические амортизаторы для гашения колебаний и уменьшения раскачки на высокой скорости, что существенно улучшило плавность хода.
18. Хорошо заметно насколько шире стала тележка.
19. Ведущие колёса так же были модифицированы.
При сохранении прежней конструкции зубчатых венцов была расширена втулка между ними.
20. В СССР поставлялись траки типа Т66 с последовательным металлическим открытым шарниром.
Приваренные прямоугольники грунтозацепов появились уже в период эксплуатации в СССР.
Координаты:
55°52'52.54"С
37° 3'8.42"В