Два фрагмента зенитно-ракетных комплексов из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
Дата съёмки - 18 марта 2020 года.
01.
02. Позади здания музея есть небольшая площадка на которой расположены образцы, которые не являются танками или артиллерией.
Их объединили в специальную экспозицию, которую назвали Выставка техники "Развитие инженерной мысли".
В чём суть "развития" понятно не полностью, но техника здесь любопытная.
Из редких машин здесь есть легкий артиллерийский тягач АТ-Л.
Рядом с ним пара транспортёров МТ-ЛБ и МТ-ЛБу (вот они, кстати, развите одного в другого).
Обычная боевая машина БМ-21 комплекса 9К51 РСЗО "Град" (2Б5 на базе Урал-375Д).
Внезапно, два корабельных противолодочных бомбомёта БМБ-2 и РБУ-1200.
И пара элементов зенитно-ракетных комплексов С-75 (ракета на транспортной тележке) и пусковая установка комплекса С-125 с четырьмя ракетами.
Этот рассказ про ЗРК.
03. С-75 — советский подвижный зенитный ракетный комплекс.
Разработка С-75 была начата в 1953 году.
Первый пуск нового комплекса был выполнен в апреле 1955 года.
В декабре 1957 года ЗРК СА-75 "Двина" был принят на вооружение войск ПВО СССР.
Однако, СА-75 не в полной мере удовлетворял военных, поэтому ещё в 1956 году началась разработка на его базе комплекса, который приняли на вооружение в мае 1959 года под наименованием С-75 "Десна".
Основным отличием СА-75 и С-75 была компоновка элементов комплекса не на самоходных автомобильных платформах (шестикабинный вариант), а на прицепах-фургонах (трёхкабинный вариант).
Параллельно принятию на вооружение "Десны", в 1958 году началась разработка следующего поколения С-75, принятого на вооружение в 1962 году под именем С-75М "Волхов".
Волхов отличался от Десны более совершенным радиоэлектронным оборудованием.
Вместе с развитием наземной аппаратуры комплекса непрерывно модернизировались и сами зенитные управляемые ракеты, пройдя последовательно модификации 1Д, 11Д, 13Д, 15Д, 20Д (В-755), 5Я23 и ряд других.
Комплексы семейства С-75 активно применялись для защиты воздушного пространства СССР, в войне во Вьетнаме, Ираке и целом ряде других конфликтов.
04. В Ленино-Снегирёвском музее установлен прицеп транспортно-заряжающей машины ПР-11Д (или ПР-11ДА?).
Транспортно-заряжающая машина ПР-11Д предназначена для транспортирования ракет комплексов семейства С-75, а так же заряжания и разряжания их пусковых установок.
В случае необходимости массовой подготовки ракет к пускам, ТЗМ может применяться для ускоренной заправки ракет окислителем АК-20К (на основе азотной кислоты) для чего в передней части прицепа устанавливался специальный бак.
В некоторых случаях (аварийных) допускалось выдавливание окислителя обратно в бак прицепа.
На этом экземпляре бак отсутствует, от него осталась только полукруглая выемка на раме прицепа под носовой частью ракеты.
Внешний вид ТЗМ ПР-11Д в сборе:
(Источник:
Russian Arms Forum)
Процесс зарядки:
(Источник:
http://pvo.guns.ru/)
05. Ракета, перевозимая на транспортно-заряжающей машине готова к заправке и пуску, но при этом занимает большой объём и может быть легко повреждена осколками или небрежной транспортировкой.
При отстутствии необходимости в быстром пуске или для перевозки на большие расстояния автомобильным или железнодорожным транспортом ракета размещалась в специальном транспортном контейнере, который защищал её от внешних воздействий и позволял перевозить на одном полуприцепе сразу две ракеты.
Такие контейнеры, например, можно увидеть в
Краснодаре.
06. Ракеты комплекса С-75 состоят из двух ступеней соединённых переходным отсеком.
Первая ступень - стартовый пороховой ускоритель, служащий для быстрого разгона ракеты до скоростей на которых начинают эффективно работать аэродинамические рули направления.
Вторая ступень - маршевый жидкостный ракетный двигатель, работавший на основных компонентах АК-20К и ТГ-02.
Слева первая ступень, справа - вторая.
07. Большие стабилизаторы, размещённые на первой ступени имели управляющие поверхности (элероны), приводимые в действие по командам автопилота ракеты.
08. Так как характеристики порохового заряда первой ступени зависели от температуры окружающей среды, перед запуском могло регулироваться критическое сечение сопла.
Делалось это силами расчёта, который специальным инструментом перемещал центральное тело сопла в продольном направлении.
09. На раме устройства мне удалось обнаружить только один различимый номер - 03017.
На ракете же и вовсе никаких номеров не сохранилось.
10. Приводы перемещения поворотной платформы и ракеты.
11. Ещё один ЗРК расположен рядом.
Это С-125 - советский подвижный зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия.
Разрабатывался с 1956 года.
Принят на вооружение в 1961 году под наименованием С-125 "Нева".
12. С-125 предназначался для дополнения комплексов С-25 и С-75, которые не могли перехватывать и поражать цели на высоте менее 3-5 км.
Зона боевого применения ракет в первичном техническом задании определялась, как перехват целей летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 метров и на дальности до 12 километров.
В последних версиях системы (С-125М1) допустимая скорость цели достигла 2500 км/ч, радиус действия по высоте был расширен от 20 метров до 18 километров, а по дальности от 3.5 до 25 километров.
Комплекс применял ракеты типа В-600П и её более поздних модификаций В-601П, В-601ПД и 5В27Д (ЗРК С-125М1).
13. В Ленино-Снегирёвском музее экспонируется перевозимая четырехбалочная пусковая установка 5П73.
14. Заряжание одного комплекта ракет пусковой установки осуществлялось двумя транспортно-заряжающими машинами, каждая из которых несла по две ракеты.
Для С-125 применялась Транспортно-заряжающая машина ПР-14А:
(Источник:
http://pvo.guns.ru/)
15. Ракета комплекса двухступенчатая.
И стартовый ускоритель и маршевый двигатели - твердотопливные.
Время работы стартового ускорителя, состоявшего из твердотопливного двигателя ПРД-36, снаряжённого 14 цилиндрическими шашками пороха марки НМФ-3К, составляло 4 секунды.
16. При сходе с пусковой специальным ножом перерезалась стяжка, удерживавшая стабилизаторы ракеты повёрнутыми в компактном переднем положении.
Под действием инерционных сил стабилизаторы разворачивались в крайнее заднее положение и прижимались основаниями к корпусу стартового ускорителя.
На этих экземплярах ракет стяжка стабилизаторов явно повреждена, вследствие чего большинство из них находится в промежуточном полуразвёрнутом положении.
Ещё одна интересная особенность ракет комплекса С-125 - маленькие крылышки в передней части первой ступени.
При помощи поворота этих поверхностей поперёк потока в момент разделения ступеней обеспечивался моментальный отвод с траектории отработавшего стартового ускорителя и исключение его столкновения со второй ступенью.
По этим поверхностям, кстати, можно отличить ракеты В-600П от В-601П (на которых они появились) и более поздних.
17. Пусковая установка обеспечивала круговой сектор запуска ракет, с автоматическим поворотом в заданное системой управления направление пуска.
Минимальный угол склонения (9°) исключает касание ракетой поверхности земли при стартовом проседании траектории сразу после схода с направляющих.
18. В основании пусковой установки большая куполообразная опорная платформа.
По периметру платформы размещалось резино-металлическое покрытие для снижения эрозионного износа почвы реактивной струёй стартового ускорителя.
Удивительно, но оба зенитно-ракетных комплекса и сегодня стоят на вооружении некоторых стран, а С-125 в экспортном варианте производится ПАО "НПО Алмаз".
Координаты:
55°52'52.54"С
37° 3'8.42"В