Самоходная артиллерийская установка СУ-100 из
коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
Дата съёмки - 18 марта 2020 года.
01.
02. СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе.
Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие ПТ-САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками.
03. Серийный выпуск СУ-100 был начат в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года.
Кроме того, в 1951—1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии.
Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа.
04. Всего можно отметить три основных этапа производства САУ СУ-100.
Первый: август 1944 - март 1946.
В этот период СУ-100 выпускались на Уралмашзаводе.
Было выпущено 3037 машин.
05. Второй этап: 1947 - начало 1948 года.
В это время СУ-100 выпускались заводом №174 в Омске.
Всего было построено 204 машины.
06. Третий этап серийного выпуска СУ-100 пришёлся на 1953-1956 годы, когда под наименованием SD-100 эту машину выпускали по лицензии в Чехословакии на заводе ČKD Sokolovo, а затем перенесено в Мартин на Závod J.V.Stalina.
Некоторые источники пишут о 1420 построенных SD-100.
А другие только о 770 штуках (129 в Праге + 641 в Мартине).
Возможно, путаница связана с тем, что полученные армией Чехословакии несколько сотен СУ-100 советского производства так же получили индекс SD-100.
07. СУ-100 в Ленино-Снегирёвском музее имеет признаки Омского производства.
То есть, входит в достаточно редкую серию из 204 машин 1947-1948 годов.
08. Судя по серийному номеру 707Г306 эта СУ-100 выпущена на заводе №174 в июле 1947 года (спасибо камраду
).
Прошла несколько модернизаций и в 1990-е попала в музей.
09. На машине есть ещё один номер - 706Г1217.
Есть предположение, что это номер корпуса.
Но это не точно.
10. Крыша МТО и задняя стенка рубки.
Нет задней створки рубочного люка.
11. В одном кадре собраны пять самых знаковых советских машин 1944-1945 годов.
ИС-2, Т-34-85, СУ-100, ИСУ-152 и ИС-3.
Координаты:
55°52'52.54"С
37° 3'8.42"В
Другие САУ:
- ИСУ-152: Белгород, Воронеж, Краснодар (1), Краснодар (2), Ленино, Минск, Наро-Фоминск, Ростов-на-Дону (демилитаризована в БТТ-1), Самара (демилитаризована в БТТ-1), Тольятти;
- СУ-100: Белгород, Витебск, Воронеж (2 штуки), Краснодар, Ленино, Минск (Музей), Чаусы, Чита;
- СУ-122-54: Краснодар;
- АСУ-57: Кубинка, Рязань;
- АСУ-85: Рязань;
- 2С1 Гвоздика: Брянск;
- 2С3 Акация: Брянск;
- 2С25 Спрут-СД: Рязань.