Советский лёгкий танкт Т-18 (МС-1) из
коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
Дата съёмки - 18 марта 2020 года.
01.
02. Т-18 (МС-1 — малый сопровождающий) — советский лёгкий танк непосредственной поддержки пехоты 1920-х годов.
Создан в 1925—1927 годах.
Стал первым танком советской разработки.
Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26.
Применялся в бою в конфликте на КВЖД, но в 1938—1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки.
В незначительном количестве использовались на начальном этапе Великой Отечественной войны.
03. Установленный рядом со входом в здание Ленино-Снегирёвского музея танк Т-18 является частичным макетом.
04. История его появления в музее заслуживает отдельного рассказа (и он есть на сайте
klad.hobby.ru).
Я приведу краткую версию.
05. В далёком уже 1994 году одна группа поисковиков из города Санкт-Петербург узнала о том, что на Нахабинском полигоне есть останки танка Тигр.
Я писал о нём в рассказе
о Ленино-Снегирёвском Тигре.
Приехав в Московскую область, поисковики попытались выйти на контакт в военными, которые владели территорией полигона и без содействия которых было невозможно ни обследовать найденный Тигр, ни вывезти его в Санкт-Петербург.
Решить вопрос помогла встреча с Игорем Усаневичем, директором Ленино-Снегирёвского музея, который уже получал разрешения на вывоз исторической техники с Нахабинского полигона.
06. В обмен на содействие, Усаневич попросил подарить музею к 50-летию Победы небольшой советский танк, например Т-18, месторасположение которого в лесу на Карельском перешейке недавно определили эти самые поисковики.
Так и сделали.
07. Корпус танка, без ходовой части, трансмиссии и двигателя был установлен районе границы с Финляндией в 1938-1939 годах.
Он выполнял функции долговременной оборонительной точки.
После Финской войны и последовавшей за ней Великой Отечественной, об останках давно устаревшего танка благополучно забыли и он ржавел в лесу до середины 1990-х.
В силу сжатости сроков и болотистой местности, пришлось доставать танк выдалбливая его из промёрзшей почвы.
Заняло это две недели.
08. После доставки на базу поисковиков в Санкт-Петербург, корпус танка отмыли, очистили от ржавчины и приступили к восстановлению внешнего вида.
Так как танк предназначался для стационарной экспозиции, а крайний срок его установки в музее был очень близок, востановление провели по простой схеме.
Для утраченных элементов ходовой части использовали очень упрощённые детали, сохранив только примерный внешний вид.
Маску пушки и само орудие сделали из стального листа и трубы.
Ленивцы основаны на штампованных дисках от грузовика.
Гусеницы и ведущие колёса от трелёвочника ТДТ-40 или 55 (или чего-то подобного).
Опорные катки и подвеска - куски трубы.
"Хвост" восстанавливать и вовсе не стали.
Однако, внешний вид танка после ремонта стал существенно ближе к оригиналу, чем у голого корпуса.
Поисковики успели доставить и установить этот Т-18 в музее, а в ответ получили доступ к останкам Тигра.
Тигр, кстати, был вчерне восстановлен в Санкт-Петербурге, а затем выкуплен и вывезен в Европу, где полностью внешне отреставрирован, выставлялся в музее Мюнстера, а затем был перепродан в США.
09. Т-18 же, с 1995 года был доступен всем желающим, которые оторвали и украли часть деталей.
В частности крышку моторного отсека, запасные траки с верхней лобовой детали, имитацию пулемёта и башенный люк.
В 2015 году началась реэкспозиция боевой техники и танк переставили из поля ко входу в здание музея.
10. Впрочем, достаточно много оригинальных деталей Т-18 сохранилось.
Глядя на машину можно увидеть самое начало конструкторской мысли советского танкостроения.
В Т-18 явно прослеживается влияние французского танка FT-17, несколько копий которого стали первыми машинами советского производства.
Была применена та же компоновка с размещением двигателя, трансмиссии и ведущих колёс в задней части, боевого отделения в центральной, а отделение управления в передней.
Вооружение размещалось во вращающейся башне и состояло из пушки и спаренного (двуствольного) пулемёта.
11. При этом, сохранив бронирование, вооружение и численность экипажа, танк Т-18 стал компактнее, чем FT-17 и существенно подвижнее.
Вертикальное бронирование обоих танков - 16-мм, пушка 37-мм "Гочкис" (Т-18 получил её развитие ПС-1), экипаж два человека.
Скорость FT-17 - 7.8 км/ч по шоссе и 3.5 км/ч по просёлку.
У Т-18 эти показатели 16.4 км/ч и 6.5 км/ч, соответственно.
После очередной модернизации в 1938 году, получив 50-сильный двигатель ГАЗ М-1 вместо 35-сильного, Т-18 разгонялся уже до 24.3 км/ч.
Однако, спустя 11 лет после принятия на вооружение, танк Т-18 уже безнадёжно устарел.
Модернизация 1938 года не помогла ему достичь приемлемых характеристик по сравнению с Т-26 и семейством БТ.
И почти все танки были списаны "на доты".
Благодаря чему, несколько десятков
танков корпусов Т-18 сохранилось до наших дней.
12. Внутренний мир Т-18.
Видно, что некоторые элементы интерьера оригинальные.
И дырку а полу.
Координаты:
55°52'52.54"С
37° 3'8.42"В