Танк Т-18 (Ленино)

Советский лёгкий танкт Т-18 (МС-1) из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея. Дата съёмки - 18 марта 2020 года. 01. 02. Т-18 (МС-1 — малый сопровождающий) — советский лёгкий танк непосредственной поддержки пехоты 1920-х годов. Создан в 1925—1927 годах. Стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в конфликте на КВЖД, но в 1938—1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном количестве использовались на начальном этапе Великой Отечественной войны. 03. Установленный рядом со входом в здание Ленино-Снегирёвского музея танк Т-18 является частичным макетом. 04. История его появления в музее заслуживает отдельного рассказа (и он есть на сайте klad.hobby.ru). Я приведу краткую версию. 05. В далёком уже 1994 году одна группа поисковиков из города Санкт-Петербург узнала о том, что на Нахабинском полигоне есть останки танка Тигр. Я писал о нём в рассказе о Ленино-Снегирёвском Тигре. Приехав в Московскую область, поисковики попытались выйти на контакт в военными, которые владели территорией полигона и без содействия которых было невозможно ни обследовать найденный Тигр, ни вывезти его в Санкт-Петербург. Решить вопрос помогла встреча с Игорем Усаневичем, директором Ленино-Снегирёвского музея, который уже получал разрешения на вывоз исторической техники с Нахабинского полигона. 06. В обмен на содействие, Усаневич попросил подарить музею к 50-летию Победы небольшой советский танк, например Т-18, месторасположение которого в лесу на Карельском перешейке недавно определили эти самые поисковики. Так и сделали. 07. Корпус танка, без ходовой части, трансмиссии и двигателя был установлен районе границы с Финляндией в 1938-1939 годах. Он выполнял функции долговременной оборонительной точки. После Финской войны и последовавшей за ней Великой Отечественной, об останках давно устаревшего танка благополучно забыли и он ржавел в лесу до середины 1990-х. В силу сжатости сроков и болотистой местности, пришлось доставать танк выдалбливая его из промёрзшей почвы. Заняло это две недели. 08. После доставки на базу поисковиков в Санкт-Петербург, корпус танка отмыли, очистили от ржавчины и приступили к восстановлению внешнего вида. Так как танк предназначался для стационарной экспозиции, а крайний срок его установки в музее был очень близок, востановление провели по простой схеме. Для утраченных элементов ходовой части использовали очень упрощённые детали, сохранив только примерный внешний вид. Маску пушки и само орудие сделали из стального листа и трубы. Ленивцы основаны на штампованных дисках от грузовика. Гусеницы и ведущие колёса от трелёвочника ТДТ-40 или 55 (или чего-то подобного). Опорные катки и подвеска - куски трубы. "Хвост" восстанавливать и вовсе не стали. Однако, внешний вид танка после ремонта стал существенно ближе к оригиналу, чем у голого корпуса. Поисковики успели доставить и установить этот Т-18 в музее, а в ответ получили доступ к останкам Тигра. Тигр, кстати, был вчерне восстановлен в Санкт-Петербурге, а затем выкуплен и вывезен в Европу, где полностью внешне отреставрирован, выставлялся в музее Мюнстера, а затем был перепродан в США. 09. Т-18 же, с 1995 года был доступен всем желающим, которые оторвали и украли часть деталей. В частности крышку моторного отсека, запасные траки с верхней лобовой детали, имитацию пулемёта и башенный люк. В 2015 году началась реэкспозиция боевой техники и танк переставили из поля ко входу в здание музея. 10. Впрочем, достаточно много оригинальных деталей Т-18 сохранилось. Глядя на машину можно увидеть самое начало конструкторской мысли советского танкостроения. В Т-18 явно прослеживается влияние французского танка FT-17, несколько копий которого стали первыми машинами советского производства. Была применена та же компоновка с размещением двигателя, трансмиссии и ведущих колёс в задней части, боевого отделения в центральной, а отделение управления в передней. Вооружение размещалось во вращающейся башне и состояло из пушки и спаренного (двуствольного) пулемёта. 11. При этом, сохранив бронирование, вооружение и численность экипажа, танк Т-18 стал компактнее, чем FT-17 и существенно подвижнее. Вертикальное бронирование обоих танков - 16-мм, пушка 37-мм "Гочкис" (Т-18 получил её развитие ПС-1), экипаж два человека. Скорость FT-17 - 7.8 км/ч по шоссе и 3.5 км/ч по просёлку. У Т-18 эти показатели 16.4 км/ч и 6.5 км/ч, соответственно. После очередной модернизации в 1938 году, получив 50-сильный двигатель ГАЗ М-1 вместо 35-сильного, Т-18 разгонялся уже до 24.3 км/ч. Однако, спустя 11 лет после принятия на вооружение, танк Т-18 уже безнадёжно устарел. Модернизация 1938 года не помогла ему достичь приемлемых характеристик по сравнению с Т-26 и семейством БТ. И почти все танки были списаны "на доты". Благодаря чему, несколько десятков танков корпусов Т-18 сохранилось до наших дней. 12. Внутренний мир Т-18. Видно, что некоторые элементы интерьера оригинальные. И дырку а полу. Координаты: 55°52'52.54"С 37° 3'8.42"В