Советский лёгкий танк Т-26 из
коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
Дата съёмки - 18 марта 2020 года.
01.
02. В конце 1920-х годов, после десятилетия поиска оптимальной конструкции танка своими силами (
Рено-русский,
Т-18/МС-1), советское руководство обратило внимание на иностранные образцы.
Это совпало с моментом, когда опыт Великой войны был окончательно переосмыслен ведущими мировыми танкостроителями.
Например, в Англии появился новый танк Vickers Mk E (aka Vickers 6-ton), который не пришёлся ко двору собственной армии (там были сложные бурления на тему танка будущего) и оказался выставленным на продажу на экспорт.
После знакомства советской делегации с конструкцией машины, она была приобретена со всей конструкторской документацией и лицензией на производство.
Подобные акции советские закупочные комиссии проводили в конце 1920-х и в 1930-х годах по всему миру.
Приобретались лучшие доступные образцы, технологии их производства и вся конструкторская документация.
Так в сельском хозяйстве СССР появились первые массовые колёсные и гусеничные тракторы Фордзон-Путиловец,
Универсал-2,
СХТЗ-15/30,
Сталинец С-60.
В авиации лицензионным был
Ли-2.
В автомобилестроении прямыми копиями иностранцев были ГАЗ-А,
ГАЗ-АА, основанными на иностранных технологиях - АМО-Ф-15 и
ЗИС-5.
В танкостроении были куплены технологии и конструкция Т-26 и
БТ (шасси).
В артиллерии, например, 45-мм ПТП 19-К была разработана путём замены ствола лицензированной немецкой 37-мм пушки Rheinmetall 1930-го года.
Было приобретено несколько крупных и не очень надводных кораблей.
Все эти и многие другие образцы принесли в СССР технологии, которые были использованы в Индустриализации советского народного хозяйства.
В начале 1920-х Советская Россия была крайне технологически отсталым косударством, но всего за 20 лет, при помощи грамотной политике технологических заимствований и вложений в капитальное строительство заводов, фабрик и электростанций, сумела сделать огромный скачок, догнав к началу 1940-х ведущие мировые страны.
Далось это не просто, но сам факт впечатляет.
03. Одним из образцов, принёсших в страну новые технологии, и стал танк Т-26.
История его развития заслуживает отдельного рассказа (и эти рассказы есть в массе).
Остановимся на том образце, который стоит в Ленино-Снегирёвском музее.
04. Это однобашенный танк, вооружённый 45-мм танковой пушкой 20-К (адаптированной под установку в танк упомянутой выше 19-К).
В 1932-м году первоначальная двухбашенная пулемётная конфигурация, приобретённая у англичан, была модернизирована советскими инженерами с разработкой совершенно новой башни и установкой в неё 45-мм пушки.
В процессе массового выпуска конструкция танка постоянно улучшалась и оптимизировалась.
По некторым признакам, этот танк можно отнести к выпуску 1933-1934 годов.
В частности, об этом говорит форма рубки механика-водителя (на
более поздних образцах она выступает вперёд из подбашенной коробки).
Так же у этого образца ранний люк доступа к трансмиссии на верхней лобовой детали (откидывается назад,
а не вперёд).
Эта машина была потеряна Красной Армией в 1942 году в районе Мясного Бора (деревня в 35 км севернее Великого Новгорода).
Нашли её в 1989, привели в порядок и через некоторое время Т-26 оказался здесь, в музее.
Что тут с ним происходило неясно, но после нескольких лет стояния подвижная бронировка орудия оказалась расколота (
на старых фото она целая).
05. Задняя часть танка с характерным воздуховодом системы охлаждения.
Двигатель Т-26 имел воздушное охлаждение (как Запорожец).
Для условий эксплуатации на территории СССР - это вполне подходящее решение.
Нет необходимости в антифризе и опасности "разморозки" жидкостной системы охлаждения при неслитой в сильный мороз воде.
06. Решётка маслорадиатора.
На более поздних версиях этот элемент закрыт волнистой крышкой, защищавшей двигатель от заливания водой в дождь, а в бою препятствующей попаданию зажигательной жидкости или прокола радиатора штыком вражеского пехотинца (были случаи в Испании).
07. Башня танка.
Сложно сказать, где тут оригинальные детали, а где заплатки и позднее макетирование.
08. Смотровая щель и пистолетный порт.
Закрывались заслонками изнутри.
На танках БТ с такой же башней использовались выпадающие наружу пробки.
09. Сварная маска пушки.
С непонятной трещиной, полученной в музее.
10. Пушка и спаренный с ней пулемёт.
Для того, чтобы скрыть повреждения подвижной бронировки подняты на максимальный угол возвышения.
11. Крыша башни с различными приборами.
12. Квадратные люки.
На более
поздних моделях на месте правого люка была устроена круглая турель с зенитным пулемётом.
13. Ведущее колесо переднего расположения.
В то время это была нормальная схема для
лёгких танков (а иногда и
тяжёлых).
Сейчас её используют, в основном, на гусеничных транспортёрах и тягачах.
Двухвенцовая звёздочка, часть которой была "восстановлена" при реставрации танка.
14. Опорная тележка.
Хорошо узнаваемый элемент танка Vickers 6-ton и всех его наследников.
Состоит из четырёх пар обрезиненных катков малого диаметра, два из которых закреплены на шарнире на одном конце жесткого коромысла, а ещё два подвешены на многолистовой рессоре, прикрепленной другим концом к тому же коромыслу.
Сами катки разных типов.
Поздние (с тонким бандажом и болтами) и ранние (почти полностью из резины).
15. Направляющее колесо заднего расположения.
16. Гусеница.
Большая часть звеньев похожа на настоящую.
Но в районе правого ленивца есть несколько звеньев со странными гребнями, крупных фото которых я, к сожалению, не сделал.
Координаты:
55°52'52.54"С
37° 3'8.42"В