Две советские гаубицы Д-1 и М-30 стоят у Аллеи славы в Луховицах (Московская область).
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 09 октября 2016 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Первая - 122-мм гаубица образца 1938 года (М-30, индекс ГАУ — 52-Г-463).
03. Разработана в 1937 году конструкторской группой Фёдора Фёдоровича Петрова на Мотовилихинском заводе (№172, Пермь).
Предназначалась для использования на дивизионном уровне.
04. Вторая гаубица - 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, индекс ГАУ — 52-Г-536А)
05. Разработка началась группой Ф.Ф. Петрова в конце 1942 года.
Предназначалась для вновь создаваемого корпусного уровня.
Конструктивно представляла собой наложение ствола гаубицы М-10, дополнительно оснащённого дульным тормозом, на лафет гаубицы М-30.
06. Производство гаубицы М-10 (152-мм гаубица образца 1938 года (52-Г-536)) было прекращено в 1941 году в связи с ликвидацией самого понятия Корпусов в штатной структуре РККА в начале войны.
Пушка оказалась слишком тяжелой (больше 4,5 тонн) для конной и лёгкой механизированной тяги (ЗиС-5 не мог её буксировать) и слишком слабой для использования армейском уровне или в Резерве Верховного Главнокомандования (РВГК)
В РВГК были 203-мм гаубицы Б-4, в армиях - А-19 и МЛ-20.
07. Производство М-30 велось с 1939 года и продолжалось до 1955 года (выпущено более 19000 штук).
Пушка устанавливалась на СУ-122 (САУ на базе Т-34, 1942-1943 г.г., 638 штук).
08. В 1943 году хорошо освоенный в производстве лафет М-30 использовали для новой гаубицы Д-1.
Д-1 стала на тонну легче М-10, что позволило перевозить её лёгкими тягачами.
Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом.
09. Обе гаубицы долгое время стояли на вооружении СССР, РФ и других стран.
Например, М-30 состояла в штате Финской армии до середины 1980-х годов.
В России М-30 находятся на базах резерва до сих пор (3750 шт. на 2016 год).
10. Интересно, что при общем внешнем сходстве установленные здесь гаубицы имеют ряд существенных различий.
Например, на этом снимке хорошо видно, что у Д-1 коробчатые станины сварной конструкции.
11. А у М-30 они клёпанные.
Смена конструкции произошла в 1945 году (приблизительно).
Поэтому с высокой степенью вероятности эта М-30 из "военных", а Д-1 из "мирных" выпусков.
(ещё стоит обратить внимание на отлично видную на этом снимке разнонаправленную ёлочку покрышек)
12. Рабочее место наводчика Д-1.
У гаубицы поршневой затвор и раздельно-гильзовое заряжание.
13. Двухкамерный дульный тормоз ДТ-3 гаубицы Д-1.
Он был установлен для снижения нагрузки при стрельбе из тяжелого орудия М-10 при установке его на лёгкий лафет М-30.
Минусы дульного тормоза - облако пыли при выстреле и более громкий шум выстрела для расчёта.
Плюс - значительно меньшая отдача.
14. Противооткатные устройства (откатник и накатник).
15. На Д-1 установлены "неродные" колёса - 9,00-20 модель Я-37А.
Оригинальные были с большим плоским диском и не высокой резиновой шиной с наполнителем "Губчатый каучук".
Впрочем, на этом памятнике тоже установлен гусматик.
Просто он более ходового размера (от грузовика ЗиЛ-151/157).
Скорее всего замену произвели в процессе ремонта на арсенале ГРАУ.
Отличительным признаком таких колёс является отсутствие ниппеля для подкачки воздухом - он просто не нужен.
16. Рессорная подвеска позволяет буксировку орудий со скоростью до 40 км/ч.
17. На М-30 стоят пневматические колёса 12.00-20 модель М-93 от грузовика ЗИЛ-131.
Тоже заменённые.
18. "...колеса "узкие" - это т.н. "колесо артиллерийское".
Их существует несколько типоразмеров.
Помнится мне - три, но точно не помню.
Все они похожие по конструкции, но имеют несколько отличающиеся размеры в соответстви с весом орудия, на которые устанавливаются.
Внутри них находится плотная губчатая резина, учитывают эти колеса как колеса типа "ГК" (т.е. "губчатый каучук")
Эти артколеса устанавливались на М-30 изначально, служили всю войну и долго после неё.
Но потом, годах в 1960-х или 1970-х вышел некий документ МО, устанавливающий увеличенные скорости движения артиллерии на марше до, ЕМНИП, 60 км/ч.
При попытке его исполнить и эти колеса стали "гореть" (буквально горят, с дымом во всю). И было принято решение менять у них колеса на пневматки от грузовых автомобилей. Для этого были разработаны и массово выпускались специальные комплекты из двух ступиц в ящиках, двух колесных дисков от ЗИЛ-131 и двух покрышек с камерами, а также комплекта ключей. И еще одна покрышка дополнительно в состав батарейного комплекта ЗИП....
Для замены колес старое ГК колесо снималось вместе со ступицей и на его место на ось ставилась новая ступица под пневматик, а на неё устанавливалось собранное обчным порядком колесо.
Все это можно было делать в войсках и оно делалось.
Ну и проходимость возросла.
Узкие колеса жутко вязнут в грязи.
А на пневматиках, если они нормально накачаны, орудие даже по заболоченному грунту идет хорошо.
(forum.guns.ru)