Aero L-29 Delfin (Луховицы)

Учебно-тренировочный самолёт Aero L-29 Delfin входит в экспозицию мемориала в Луховицах (Московская область).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - среднее.
Дата съёмки - 09 октября 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Аэро Л-29 "Дельфин" (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО: Maya) - чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Является первым чехословацким серийным реактивным самолётом. Самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолёт. Совершил первый полёт 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. В дальнейшем был заменён на Aero L-39 Albatros.





03. "Дельфин" состоял на вооружении более 15 стран мира (СССР, ЧССР, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Гана, Гвинея, Египет, Индонезия, Ирак, Йемен, КНР, Мали, Нигерия, Румыния, Сирия, Уганда). Ряд снятых с вооружения самолётов приобретены частными лицами. Л-29 относится к первому поколению реактивных учебно-тренировочных самолётов (УТС), которое возникло в связи с массовым переходом на сверхзвуковые реактивные самолёты в середине 1950-х годов. К этому поколению также относятся учебно-тренировочные самолёты, которые совершили первые полёты в середине 1950-х годов: французский Fouga СМ.170 Magister, американский Cessna T-37 Tweet, итальянский Aermacchi MB-326 и британский BAC Jet Provost.



04. Разработка Л-29 была начата в 1955 году. Весной 1959 года был закончен первый летающий прототип Л-29 (XL-29), который совершил первый полёт 5 апреля 1959 года под управлением лётчика-испытателя Рудольфа Духона. Прототип, в связи с незаконченными испытаниями чехословацкого двигателя разработки предприятия Моторлёт, был оснащен британским Bristol Siddeley Viper Mk.20 с тягой 795 кг. Второй прототип, поднявшийся в воздух в июле 1960 года, был оснащен штатным чехословацким двигателем Моторлёт М-701.



05. В конце 1959 года был объявлен конкурс на разработку единого УТС стран Варшавского Договора. В конкурсе участвовали советский Як-30, чехословацкий Л-29 "Дельфин" и польский ТС-11 "Искра". С августа по сентябрь 1961 года на подмосковном аэродроме Монино под руководством Заслуженного летчика-испытателя СССР полковника Ю. А. Антипова состоялись сравнительно-испытательные полеты Як-30, ТС-11 "Искра" и Л-29. По результатам конкурса лучшим по большинству параметров был признан "Дельфин". К числу главных премуществ чехословацкого УТС относились надежность, простота в обслуживании, технологичность и низкая цена. Як-30, имея соизмеримую тягу двигателя, был более чем на 1000 кг легче и показал лучшие лётные характеристики, но не был способен нести вооружение и представлял из себя спортивный самолет, а не учебно-тренировочный самолёт для подготовки курсантов. Польский УТС ТС-11 "Искра" проиграл "Дельфину" и Як-30 по большинству параметров. Победа Л-29 в конкурсе на единый УТС стран ОВД означала мировое признание первого чехословацкого реактивного самолета и обеспечила тысячи специалистов высоквалифицированной работой на долгое время. В конце 1961 года началось серийное производство Л-29 на на машиностроительном предприятии "Взлёт", который впоследствии был переименован в Среднечешский машиностроительный завод, а ещё позже — "Красный Летов". На Среднечешском авиазаводе в Водоходах (народном предприятии "Аэро Водоходы") и народном предприятии "Лет" в Угерске-Градиште и Куновицах (с 1963 года) проходила финальная сборка, в то время как производство комплектующих и агрегатов происходило на большом количестве средних и малых предприятий по всей Чехословакии. В 1964 году, на Международной машиностроительной ярмарке в Брно, Л-29 был удостоен золотой медали. В 1965 и 1967 годах Л-29 был успешно представлен на Международном Парижском аэросалоне в Ле-Бурже. Всего за годы серийного производства, с 1963 по 1974 год, было построено 3665 Л-29.



06. Конструктивно самолёт представляет собой реактивный одномоторный среднеплан с прямым крылом, однокилевым хвостовым оперением с высокорасположенным стабилизатором, двухместной кабиной с тандемным расположением пилотов, трёхстоечным убирающимся шасси с управляемой носовой стойкой.




07. Внутри фюзеляжа устанавливался турбо-реактивный двигатель Моторлёт M-701С-500. Последняя цифра означает ресурс до первого ремонта - 500 часов. В двигателях первых серий этот показатель был равен 150 часам, увеличиваясь при дальнейших доработках и совершенствовании конструкции. В этом экземпляре двигатель отсутствует.




08. В первых сериях самолёта тормозные щитки имели сквозные отверстия для устраниения вибрации хвостового оперения, возникавшей при открытии первоначально установленных сплошных щитков. После 3-й серии сквозную перфорацию упразднили, поскольку она существенно снижала коэффициент торможения, а для предупреждения вибрации хвостового оперения оказалось достаточно перфорировать только внутреннюю часть щитков.




09. Экипаж самолёта - 2 человека. В кабине они сидят друг за другом. В передней части - курсант, в задней - инструктор. Фонарь курсанта откидывался вправо, фонарь инструктора сдвигался назад. Хорошо видны ступени для посадки экипажа без трапов.




10. Часть фонаря кабины на памятнике отсутствует, а отверстие прикрыто листом металла. Не полностью. За стеклом виден патрубок системы вентиляции кабины.



11. В образовавшуюся, между листом металла и бортом кабины, щель можно заглянуть.



12. Многие приборы отсутствуют, но часть всё ещё на месте.



13. Передняя стойка шасси. Управляемая, амортизируемая.



14. Убиралась вперёд по полёту. За стойкой видна отклонённая назад почти на 180 градусов задняя створка ниши шасси. Передняя створка в посадочном положении - закрыта.



15. Основная стойка шасси. Убирается прижимаясь к крылу в поперечном направлении в сторону фюзеляжа. На памятнике ниша шасси почти полностью зашита металлическим листом.



16. С внешней стороны на стойке шасси расположены створки, которые при уборке хитрым образом поворачивались и полностью закрывали шасси внутри крыла. Рядом со стойкой - пилон подвесного вооружения и топливных баков. L-29 мог выполнять роль лёгкого бомбардировщика или штурмовика. Боевая нагрузка: 200 кг на двух внешних узлах подвески (2 контейнера с 7,62-мм пулеметами или 2 х 100-кг бомбы или 2 х ПУ 55-мм НАР С-5)


Координаты:
54°58'52.78"С
39° 2'8.07"В