Реактивный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-21С стоит в Луховицах (Московская область) у мемориала Победы.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - среднее.
Дата съёмки - 09 октября 2016 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. МиГ-21 (по кодификации НАТО: Fishbed) - советский лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов.
Первый "МиГ" с треугольным крылом.
03. Самый распространённый сверхзвуковой самолёт в истории, также самый массовый истребитель 3-го поколения.
В процессе серийного производства неоднократно модифицировался в направлении повышения лётно-технических характеристик и развития функциональных возможностей (учебно-тренировочный, перехватчик, разведчик).
Применялся во множестве вооружённых конфликтов.
С 1959 по 1985 выпущено около 11496 штук МиГ-21 + примерно 2400 китайских копий J-7/F-7, произведённых с 1966 по 2008 годы.
04. Представленная здесь модификация - МиГ-21С относится к третьему поколению МиГ-21.
Это вариант выпускался с 1965 по 1968 годы.
От предыдущих он отличался комплексом вооружения, включая новую РЛС "Сапфир-21" и ракеты "воздух-воздух" Р-3Р с полуактивной системой самонаведения.
После пуска достаточно было "подсвечивать" цель радаром.
Предыдущий комплекс требовал сопровождения цели атакующим самолётом, не выпуская её из узкого луча РЛС, до момента поражения.
На этом экземпляре снят основной приёмник воздушного давления, стоявшая перед кабиной длинная игла, далеко выдающаяся вперёд самолёта.
Остался только стоящий чуть ниже по правому борту - штырь вспомогательного датчика давления
05. Типичным вооружением МиГ-21С стали 4 управляемые ракеты — две Р-3С с инфракрасной головкой самонаведения и две Р-3Р с радиолокационной ГСН; плюс к этому гондола ГП-9 с пушкой ГШ-23 под фюзеляжем на центральном пилоне.
На строившихся с 1960 года истребителях МиГ-21 второго поколения, как и на МиГ-21С, встроенных пушек не было.
Только две, а потом четыре ракеты.
В начале 1960-х годов концепция воздушных боёв не предусматривала сближения самолётов на расстояние пушечного выстрела.
Считалось, что самолёты будут обмениваться ракетными ударами на дистанциях в десятки километров на скоростях около- или сверхзвуковых.
Считалось - ошибочно.
С 1964 года на средний пилон стали подвешивать контейнеры с пушкой ГШ-23.
А в 1968 году, с версии МиГ-21М, внутреннюю пушку вернули.
На памятнике отсутствуют крыльевые пилоны.
06. Новый автопилот АП-155 позволял не только сохранять положение машины относительно трёх осей, но и приводить её к горизонтальному полёту из любого положения с последующей стабилизацией высоты и курса.
В состав бортового оборудования ввели усовершенствованную аппаратуру наведения на цель "Лазурь-М" и новую станцию предупреждения об облучении СПО-10.
07. Цельноповоротный стабилизатор (один из признаков сверхзвукового самолёта), снабжён противофлаттерными грузами на консолях.
Флаттер - это автоколебания аэродинамической системы, возникающие вследствие её несбалансированности и приводящие к разрушению.
Самолёт начинает натурально махать крыльями или вертеть хвостом всё сильнее и сильнее.
Пока не развалится.
Если повезёт, то успеет сбросить скорость и выйти из зоны резонанса.
Немного матана по ссылке.
Для балансировки и применяют грузы.
Их массу и расположение определяют совмещая центр жёсткости и центр давления стабилизатора.
08. На верхней части киля и внизу, на подфюзеляжном гребне, зелёные фрагменты.
Это радиопрозрачные элементы конструкции.
Под ними или где-то рядом находятся антенны.
09. Небольшой вспомогательный воздухозаборник охлаждения форсажной камеры располагается над длинным обтекателем гидросистемы.
Большой воздухозаборник форсажа находится перед этим обтекателем.
Через него подавался воздух в форсажную камеру.
Небольшие овальные отверстия на фюзеляже между концом крыла и началом киля скрывают узел стыковки центральной и хвостовой частей фюзеляжа.
Отсоединение хвоста делали при замене двигателя.
10. Парашютный контейнер ТП-21УК.
При посадке парашют выпускался на скорости 320 км/ч и высоте 1 метр над полосой и полностью открывался за полторы секунды.
Парашют уменьшал пробег и износ покрышек.
Площадь парашюта - 16 м2.
Прямо под контейнером на двигателе изогнутая пластинка, защищающая парашютную систему от перегрева.
11. Внутри самолёт пустой - двигатель снят.
Осталась только сквозная труба фюзеляжа, которую в передней части частично перекрывает кабина пилотов.
Небольшие белые сектора в середине - передний воздухозаборник.
12. На МиГ-21С устанавливался один турбореактивный двигатель Р-11-Ф2С-300.
Тяга:
- без форсажа 3900 кгс
- на форсаже 6175 кгс
Максимальная скорость:
- на высоте 2230 км/ч
- у земли 1300 км/ч
Практический потолок - 18000 метров
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 8g
Дальность полёта МиГ-21С на высоте 10 км:
- без подвесных топливных баков — 1240 км
- с одним подфюзеляжным ПТБ на 490 л — 1490 км
- с тремя ПТБ на 490 л — 2100 км
Остатки арматуры двигателя и внутренний обтекатель кабины пилотов крупнее.
13. Тонкое треугольное крыло.
Угол стреловидности передней кромки - 57°.
На задней кромке расположены элерон - ближе к консоли и закрылок.
Между ними выступает обтекатель привода закрылка.
Сверху крыла аэродинамический гребень, уменьшающий перетекание потока воздуха по крылу в поперечном направлении.
На заднем краю плоской законцовки крыла находится стекатель статического электричества.
14. Подфюзеляжный пилон.
На нём мог устанавливаться подвесной бак.
Или пушечный контейнер.
Или атомная бомба (в варианте самолёта МиГ-21СН)
Над пилоном видна большая поворотная створка основной опоры шасси (в закрытом положении).
15. Ниша левой стойки шасси.
Видны элементы гидравлической, воздушной и электрических систем самолёта.
16. Левая стойка шасси с гидроприводом.
Под фюзеляжем, позади пилона, задний тормозной щиток с круглыми отверстиями.
Над щитком небольшой продолговатый выступающий элемент - переднее крепление порохового ускорителя системы СПРД-99 РАТО.
Как выглядел взлёт на пороховом ускорителе можно посмотреть в фильме (ускоритель после 6:20):
Больше информации о способах укоротить взлёт в статье на avia-simply.ru (часть 1, часть 2).
17. Основная опора шасси.
Блестит цилиндр гидропривода.
С внешней стороны стойки видна хитрая параллелограмная рычажная система, преобразующая при уборке тянущее усилие привода в поворот колеса относительно стойки на 87° и прижатие его к внутренней части ниши.
Колесо тормозное, с антиблокировочной системой.
18. Носовая, управляемая стойка шасси.
Убиралась вперёд по потоку.
19. Покрышка выглядит очень сильно изношенной.
С левой стороны колеса - датчик ABS (противоюзовой системы).
С правой стороны видна трубочка гидропривода тормозов.
20. Ниша шасси.
В центре привод уборки и выпуска шасси.
По бокам ниши различная проводка.
В передней части углубление для колеса КТ-38.