152-мм гаубица-пушка образца 1937 года установлена у автодороги М3 "Украина" рядом с Наро-Фоминском.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - крашеное в ленточках.
Дата съёмки - 25 марта 2017 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Барельеф на постаменте изображает наступление Красной армии.
03. ЗДЕСЬ НА РУБЕЖЕ РЕКИ НАРА
В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ 1941 года
СЛАВНЫЕ БОЙЦЫ 33й АРМИИ
И МОСКОВСКОГО НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ
ОСТАНОВИЛИ
НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИЕ ПОЛЧИЩА
ПЕРЕЙДЯ В РЕШИТЕЛЬНОЕ КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ
ОНИ 26 декабря ОСВОБОДИЛИ ОТ ВРАГА
НАРО-ФОМИНСК
04. 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20, индекс ГАУ - 52-Г-544А) - советская гаубица-пушка периода Второй мировой войны.
05. Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.
Также этой артиллерийской системой были вооружены самые мощные советские серийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны - СУ-152 и ИСУ-152.
06. МЛ-20 была разработана в конструкторском бюро завода N172 под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова в 1936—1938 годах и после успешно проведённых испытаний было принято на вооружение Красной Армии и запущено в серийное производство.
За весь его период было построено 6884 гаубицы-пушки этого типа.
07. Орудие отличалось мощной для своего класса баллистикой и отлично зарекомендовало себя на службе в вооружённых силах СССР, Третьего Рейха и Финляндии.
08. Некоторые недостатки гаубицы-пушки МЛ-20 - небольшая скорость буксировки и потребность в мощном тягаче - были решены уже в послевоенное время путём модернизации колёсного хода в конструкции лафета и принятием на вооружение новых мощных средств тяги для неё.
В результате это позволило ей не потерять боевой ценности вплоть до настоящего времени.
Модернизированный вариант колёсного хода можно увидеть, например, в Туле.
09. На правой стороне орудия находится маховик привода вертикального наведения.
После установки орудия в самоходки конструкция привода была изменена с переносом его на левую сторону, чтобы наведением мог заниматься один человек.
10. Модель, серийный номер и год выпуска должны быть на затворе, но множество слоёв краски не дают шанса разобрать хоть одну букву.
Как выгладит такое клеймо можно увидеть на А-19 обр.1931 г в Туле
.
11. Левая сторона орудия.
Маховик привода горизонтального наведения - снят.
12. На стволе орудия множество ленточек.
Сюда приезжают фотографироваться свадьбы из Наро-Фоминска и других окрестных деревень.
Есть несколько объяснений подобной традиции.
Основное - так потомки солдат показывают погибшим, что те не зря сложили свои жизни защищая родную землю.
Есть в этом что-то языческое, как мне кажется.
13. Характерный дульный тормоз не позволяет спутать МЛ-20 с другими орудийными системами.
14. МЛ-20 является одним из символов Победы в Великой Отечественной Войне.