122-мм гаубица образца 1910/30 годов (Орёл)

В Орле на улице Нормандия-Неман у здания Военно-исторического музея установлены две 122-мм гаубицы и танк Т-70.
Одна из гаубиц - обычная М-30, а вторая, довольно-таки редкая, гаубица образца 1910/30 годов.
С неё и начнём, а про М-30 и Т-70 будут отдельные рассказы :)
В сам музей мы не попали потому что приехали на эту точку уже после его закрытия.

Доступ к пушке свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть и смотрит в камеру.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 08 мая 2017 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. 122-мм гаубица образца 1910/30 годов — советская гаубица периода Второй мировой войны.





03. Орудие было получено путём модернизации русской 122-мм гаубицы образца 1910 года времён Первой мировой войны, изначально разработанной французской оружейной фирмой "Шнейдер".



04. Оно представляло собой классическую короткоствольную гаубицу, предназначенную для стрельбы под углами возвышения преимущественно от +20 до +45° (при стрельбе полным зарядом и с углом возвышения менее 20° орудие опрокидывалось) выстрелом с раздельным заряжанием.



05. Гаубица оснащалась затвором поршневого типа, гидравлическим тормозом отката и воздушно-гидравлическим накатником. Противооткатные устройства собраны в салазки под стволом и откатывались вместе с ним, дульный тормоз отсутствует. Ствольная группа монтируется на однобрусном лафете без подрессоривания колёсного хода. Колёса деревянные, но с 1936 года часть гаубиц получила металлические колёса с литыми резиновыми шинами. Здесь стоит вариант с металлическими колёсами аналогичными колёсам гаубицы М-30.



06. До 1942 года 122-мм гаубица образца 1910/30 года была самой распространённой в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). С 1940 года начинается серийное производство новой, более совершенной гаубицы М-30, однако к началу Великой Отечественной войны гаубица обр. 1910/30 продолжала оставаться главной дивизионной гаубицей РККА - на 1 июня 1941 года их имелось, по разным источникам, 5578 или 5680 либо 5900 шт, новых же гаубиц М-30 было 1667 шт. 122-мм гаубица обр. 1910/30 года активно использовалась в течение всей войны, хотя с 1942 года её доля в войсках сильно снизилась по причине больших потерь и массового поступления в части новых гаубиц М-30. Некоторое количество таких пушек попало к немцам (12,2 cm le.F.H.388(r)) и финнам (122 H/10-30). Немцы даже наладили производство снарядов к этим пушкам.




07. Эта пушка находится в крайнем правом положении горизонтальной наводки. Из-за конструктивных ограничений однобрусного лафета угол горизонтального наведения всего 4°74'. Сравните с гаубицей М-30 с классическим лафетом с двумя станинами, где угол горизонтального наведения 49° - в десять раз больше. Однобрусный лафет мог смещаться по горизонтали в пределах оси колёс повозки. То есть совсем чуть-чуть. Колёса повозки при этом оставались неподвижными, как и упирающийся в землю сошник. Лафет же М-30 со станинами при наведении немного доворачивает и повозку, дополнительно расширяя за счёт этого фактический угол обстрела. При этом сошники станин упираются в землю, а колёса повозки движутся под действием механизма поворота орудия. В дальнейшем была разработана гаубица Д-30 с тремя станинами и приподнимающимся над землёй колёсным ходом. Это дало орудию возможность кругового обстрела (угол горизонтального наведения 360°).




08. Правая сторона казённой части.




09. Левая сторона казённой части. Хорошо виден поршневой затвор. Интересно, что, несмотря на, требование ГАУ в конце 1930-х годов, оснастить новую гаубицу М-30 клиновым затвором, та была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг.



Координаты:
52°57'10.80"С
36° 3'49.65"В