Гаубица М-30 установлена у здания Военно-исторического музея в городе Орёл.
Совсем рядом с этой М-30 стоит её предшественница - 122-мм гаубица образца 1910/30 годов, а так же лёгкий танк Т-70.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 08 мая 2017 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. 122-мм гаубица образца 1938 года (М-30, индекс ГАУ — 52-Г-463) — советская гаубица периода Второй мировой войны.
Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.
03. В конце 1920-х годов перед РККА остро встал вопрос об оснащении дивизионного звена гаубицами калибра 122 мм.
Имевшиеся на тот момент на вооружении 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года явно устарели.
И даже выполненная модернизация не могла устранить основные проблемы конструкции - однобрусный лафет (очень маленькие горизонтальные углы наведения) и недостаточную дальность стрельбы.
Разработка замены началась в КБ-2 (где работали немецкие инженеры).
После испытаний, разработанная ими артиллерийская система была принята на вооружение под обозначением "122-мм гаубица обр. 1934 г.".
Оно также было известно под названием "Лубок".
Это была 122-мм гаубица с длиной ствола 23 калибра, с максимальным углом возвышения 50°.
Лафет был однобрусный, колёсный ход - подрессоренный с цельнометаллическими колёсами.
Орудие было выпущено в 1934—1935 годах небольшой серией в 11 единиц, из которых 8 поступили в опытную эксплуатацию (две четырёхорудийные батареи), а оставшиеся три — во взвод подготовки красных командиров.
По ряду причин, в том числе расформирование КБ-2 и отъезд на родину немецких специалистов, слишком сложная конструкция (для советских заводов середины 1930-х годов), слишком малые углы горизонтальной наводки, слишком низкая скорость буксировки, гаубица обр.1934 года была снята с производства.
В производстве оставили модернизированную 122-мм гаубицу образца 1910/30 годов.
В сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку 122-мм гаубицы со ствольной группой по типу гаубицы "Лубок", но с раздвижными станинами.
Их проект имел заводской индекс М-30.
Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор — В. Г. Грабин, индекс гаубицы Ф-25).
Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив — всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе.
Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2.
Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.
По результатам испытаний 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием "122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г."
04.
05.
06.