Россия, Ростовская область, Каменский район, поселок городского типа Глубокий, парк Островского.
В центре парка группа монументов памяти Великой Отечественной, Афганской, Чеченской и других войн.
У центрального памятника стоит достаточно редкий экземпляр советской бронетехники - лёгкий танк Т-60.
Посёлок Глубокий находится у трассы М4 и, чтобы увидеть танк, достаточно свернуть на развязке "Глубокий-Гусев" и проехать около двух километров по главной дороге.
Вскоре после переезда будет улица Ленина (второй поворот направо), которая идёт вдоль парка.
Бесплатная парковка на улице Ленина в 30 метрах от памятника (напротив ДК).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - раненое.
Дата съёмки - 02 сентября 2017 года.
01.
02. Интересная организация мемориала.
Скульптурная группа и танк смотрят в разные стороны.
Танк - на запад.
03. Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны.
Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода.
04. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах.
Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70.
05. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, что сделало Т-60 самым массовым лёгким танком Второй Мировой войны.
В то же самое время, практически все построенные танки были утрачены и до наших дней сохранилось порядка десяти оригинальных экземпляров и некоторое количество реплик.
06. Этот танк по ряду признаков был выпущен на заводе №264 в период с декабря 1941 по весну 1942.
Завод №264 находился в пригороде Сталинграда - Красноармейске (Сарепта).
Большое спасибо
, за статью на Warspot Юрий Пашолок. Танк со сталинградских окраин, которая очень помогла мне в атрибуции этого экземпляра.
07. На этом Т-60 заметно большое количество повреждений.
Похоже, что танк был уничтожен, а потом, после войны, найден и восстановлен.
08. Многие элементы танка утрачены, а часть заменена на похожие от других машин.
Например нет ни одного из шести поддерживающих катков.
09. У этого Т-60 опорные катки литые, неунифицированные с ленивцем.
Ленивец с левой стороны, кстати, неродной (это колесо - опорный каток трактора Т-74).
10. Правый борт танка.
Виден сварной шов соединяющий половинки бортового листа.
11. Двигатель ГАЗ-202, мощностью 70 лошадинных сил находился в корпусе танка справа от башни.
Это был бензиновый автомобильный двигатель - дефорсированная танковая версия восьмидесятипятисильного ГАЗ-11.
Скорость танка по шоссе - 42 км/ч, по пересечённой местности - 20-25 км/ч.
12. Основное вооружение танка - 20-мм автоматическая пушка ТНШ - танковая версия авиапушки ШВАК.
Стрелковое вооружение - спаренный с пушкой 7.62-мм пулемёт ДТ.
13. Башня восьмигранная, сварная.
Броня 25-35 мм.
Люк овальной формы.
Такие люки ставили на заводе №264 до весны 1942 года.
Потом пошли восьмигранные.
Судя по повреждениям, этот танк был поражён в левый задний угол башни.
14. Выходное отверстие - вырван кусок брони на правом переднем листе.
Нижняя часть листа - восстановлена.
В самой башне сейчас ничего нет.
15. Защитная решётка радиатора.
Самого радиатора, как и мотора, на месте нет.
Зато есть мусор, котрый накидали внутрь местные свиньи.
16. Ведущее колесо.
Однодисковая звёздочка со съёмным венцом.
Подвеска опорных катков - торсионная.
Амортизаторов нет.
Первый и четвёртый катки имеют буфер-отбойник, ограничивающий ход подвески.
17. Литые опорные катки имеют наружные резиновые бандажи.
А вот направляющее колесо (ленивец) такого бандажа не имеет.
Это один из характерных признаков танков произведённых на заводе №264.
18. Гусеница стоит от трактора Т-74, как и левый ленивец (см. Т-74 в Дедилове).
Похоже, что родных деталей не нашли и поставили похожие из того что было.
19. Рядом с танком стоит полированный трёхлопастный винт от самолёта.
Если кто опознает откуда он - напишите в комментарии.
Ещё фото: 1, 2, 3.
20. Я думаю, что возможность прикоснуться к раритету стоит того, чтобы съехать с трассы Москва-Сочи на 15 минут :)
Координаты:
48°31'25.58"С
40°18'58.66"В