Танк Т-70 (Каменск-Шахтинский)

Советский лёгкий танк Т-70 установлен на невысоком постаменте на Площади Труда в городе Каменск-Шахтинский Ростовской области. На соседнем постаменте стоит Т-34-76. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - внешне хорошее. Дата съёмки - 02 сентября 2017 года. 01. 02. Вечный огонь, стела с фигурами воинов и два танка. 03. Т-70 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. 04. В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-70 продолжалось до октября 1943 года, когда, по результатам боевых действий лета этого года и большой надобности РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76 на его базе, было принято решение о прекращении его серийного выпуска. Всего был выпущен 8231 танк этого типа. 05. Здесь установлен танк Т-70Б. Это улучшенная версия Т-70, разработанная в июле 1942 года. 06. Судя по конструктивным признакам, этот танк был выпущен в декабре 1942 года. Машина была подбита буквально через несколько недель, в январе 1943 года при штурме Каменск-Шахтинского. 07. Входное отверстие поразившего танк снаряда видно на четвёртом фото (на стыке лобовых бронелистов справа) 08. Второе повреждение - расколотый задний бронелист. 09. Возможно, что оба повреждения от одного попадания. 10. Хорошо видно, что верхняя лобовая деталь сварена из двух частей. Это признак Т-70, выпущенного заводом №180 в Саратове. В конце лета 1942 года на заводе закончились большие заготовки для лобовых бронелистов и пришлось делать их из двух частей. А признаком выпуска после конца 1942 года можно считать сварную маску пушки. Первые Т-70Б с ней выпущены в декабре 1942 года. 11. Ещё одно отверстие в броне. Возможно, это тоже боевое повреждение. 12. Гусеницы шириной 300 миллиметров с двухгребневыми траками и цевочным зацеплением. 13. Ходовая часть - с каждой стороны одно ведущее колесо-звёздочка, три маленьких поддерживающих колеса и шесть одинаковых больших (пять опорных катков и ленивец) 14. Правая сторона. 15. Ведущее колесо. 16. Внутри танк практически пустой. Но есть подмоторная рама и сброшенный с неё блок цилиндров. 17. Остатки боеукладок(?). В полу большое отверстие. Координаты: 48°19'26.82"С 40°16'5.82"В