Паровоз Л-0002 стоит в парке у ДК Железнодорожников в микрорайоне Лиховской города Каменск-Шахтинский.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - удручающее.
Дата съёмки - 06 августа 2020 года.
01.
02. Табличка:
В честь самоотверженного труда железнодорожников Лиховского отделения ЮВЖД в годы Великой Отечественной войны и мирного труда от благодарных лиховчан.
1 августа 1986 года.
03. Это второй экземпляр типа П32 "Победа", который был выпущен на Коломенском паравозостроительном заводе в 1945 году.
04. В начале 1944 года Народным комиссариатом путей сообщения была организована комиссия под председательством академика С. П. Сыромятникова с целью наметить новые типы грузовых паровозов для послевоенной постройки.
Для обеспечения растущих объёмов грузоперевозок, комиссия рекомендовала в первую очередь строить паровозы типа 1-5-0 со сцепной массой 90 тонн, и перед конструкторами была поставлена задача создать достаточно экономичный паровоз, пригодный для обращения на всей сети железных дорог Советского Союза без значительных ограничений скорости, серийная постройка которого могла бы быть начата в очень короткий срок.
05. В результате конкурса, НКПС был одобрен проект конструкторов Коломенского машиностроительного завода, и 5 октября 1945 года первый паровоз новой конструкции, имевший обозначение П-0001, совершил первый рейс от Коломны до станции Рыбное и обратно, причём, на обратном пути, с поездом массой 2300 тонн.
Сейчас П-0001 находится в Музее истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги РЖД.
В том же году Коломенский завод изготовил второй паровоз — паровоз П-0002, который как раз и можно увидеть неподалёку от станции Лихая.
06. В 1947 году за разработку нового грузового паровоза инженеры Л. С. Лебедянский, Г. А. Жилин, В. К. Чистов, Д. В. Львов, В. Д. Уткин и В. Д. Дьяков были удостоены звания лауреатов Сталинской премии.
Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение серии Л по фамилии главного конструктора Л. С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001—0078 и № 1001) также получили обозначение Л.
07. Текущее состояние Л-0002 очень далеко от идеала.
08. Всё что можно разбить - разбито, что можно сломать и оторвать - сломано и оторвано.
09. Остальное прогнило насквозь и заросло грязью.
10. Особое внимание у ранних Лебедянок привлекает тендер типа Вандербильдт.
11. Тендеры такой схемы в 1901 году запатентовал американский железнодорожный промышленник Корнелиус Вандербильдт Третий.
Он решал проблему протекающих коробчатых водяных баков, герметизация углов которых в конце XIX-го века была сложной задачей.
12. Обратив внимание на прочные и простые по конструкции железнодорожные цистерны он решил совместить их с угольным ящиком получив таким образом новый вид паровозного тендера.
13. Новая конструкция быстро разошлась по миру и множество паровозов различных производителей получили тендеры Вандербильдта.
В том числе и первые Лебедянки.
14. Впрочем, технологии за полвека продвинулись вперёд и цилиндрический тендер Вандербильдта у Лебедянок проиграл коробчатому тендеру типа П33.
При одинаковой ёмкости по топливу (18 тонн угля) и схожей по воде (29 и 28 кубометров, соответственно) тендер Вандербильдта был почти на полтора метра длинее.
Кроме того, у него была выше водяная заправочная высота, а при эксплуатации экипажи жаловались на раскачку полупустого тендера при изменении режима или направления движения.
Поэтому от Вандербильдтов быстро отказались.
15. А ещё через несколько лет, отказались и от производства паровозов в принципе.
Координаты:
48° 9'4.17"С
40°10'58.90"В