57. Паровоз Кч4 (Ростов-на-Дону)

Памятник установлен на привокзальной площади у станции Ростов-Главный и автовокзала города Ростов-на-Дону. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - плохое. Дата съёмки - 16 марта 2016 года. 01. 02. Это узкоколейный паровоз Кч4-101. Ширина колеи 750 мм. 03. Он относится к тому же проекту П24, что и Кп4-483, но построен не в Польше, а в Чехословакии на заводах Skoda. (зав. № 2139). 04. Выпущен в 1949 году на Škodovy závody, národní podnik (Пльзень, ЧССР). Работал в ТЧ Валмиера (Латвия), затем на Ростовской ДЖД. 05. В 1982 году паровоз был списан с Детской железной дороги. Его установили у клуба железнодорожников, далее между 2005 и 2007 он был перенесен на площадь у вокзалов. 06. Памятник многократно перекрашивался. Был полностью чёрным, полностью тёмно зелёным, красно-бело-синим и, как сейчас, чёрно-зелёно-красным. 07. Тендер - утрачен. Из-за этого паровоз выглядит непропорционально коротким, как танк-паровоз (вид паровозов, которые несли запас воды и угля в ёмкостях на "себе", без прицепа-тендера). 08. От Кп4-483 отличается формой буферного щита, навесным оборудованием, гарнитурой котла, наличием верхнего прожектора и отстутствием нижних. 09. Кабина открыта, можно залезть внутрь и всё рассмотреть и потрогать. 10. Топка котла выглядит открывающейся, но я не проверял. 11. Пароразборная колонка. 12. Над топкой установлена паровая турбина электрогенератора - агрегат, отсутствующий на Кп4-483. Она соединёна с пароразборной колонкой с предыдущего снимка. 13. Передний буфер с крюком. 14. При помощи большого, толстого, круглого буфера паровоз мог толкать другие паровозы и вагоны, а крюк использовался, когда нужно было делать наоборот - тянуть. 15. 750 миллиметровая колея. Примерно в два раза меньше привычной. 16. - Верхний цилиндр - золотник - парораспределитель - механизм автоматически распределяющий пар в цилиндрах парового двигателя. При помощи золотника пар подаётся то на одну сторону поршня в рабочем цилиндре, то на другую - исключая тем самым холостые ходы. Принцип работы парораспределителя, а заодно и кулисного механизма: (traditio.wiki) Нижний цилиндр - рабочий. 17. Кривошипно-шатунный механизм преобразует движение штоков поршней во вращательное движение колёс. Цилиндры, золотники и кривошипно-шатунный механизм Кч4-101, как и у большинства паровозов выпущеных в ХХ веке, работают по схеме Парораспределительного механизма Вальсхарта. 18. Каждая ось паровоза давит на пути, как четыре тонны. Поэтому локомотив этой серии имеет четвёрку в индексе. 19. Колёса оборудованы тормозами. Для улучшения сцепления колёс с дорогой (например, зимой) использовался песок. Ящик с песком расположен на верхней поверхности топки. Тонкие чёрные трубки из него идут в сторону колёс. Если паровоз не мог заехать на горку или остановиться, съезжая с неё, машинист открывал специальный клапан и песок начинал сыпаться на рельсы, тем самым повышая сцепление колёс с дорогой. 20. Подвеска паровоза - рессорная. Под топкой есть специальные плоские "карманы", через которые можно вытащить золу (шлак) от сгоревшего топлива. (в правой части снимка, между длинным рядом больших заклёпок и изогнутой красной деталью рамы) Координаты: 47°13'12.49"С 39°41'31.54"В