56. Паровоз Кп4 (Ростов-на-Дону)

Паровоз-памятник Кп4-483 установлен в Ростове-на-Дону на проспекте Ленина у здания Российского Государственного Университета Путей Сообщения. Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте. Мы его так и заметили, проезжая мимо на троллейбусе. Доступ ограничен. Злой охранник, стоящий на проходных в двадцати метрах от паровоза, категорически отказался впускать меня, даже на пять минут, притом, что я всё время был бы у него на виду между проходной и забором. Типичный цоп-вахтёр в стиле РЖД. Начальство звать я не стал, времени было в обрез. Поэтому снимал через забор и только с одной стороны. Состояние памятника - хорошее, недавно отреставрирован. Дата съёмки - 16 марта 2016 года. 01. 02. Кп4 (транскрипция польского обозначения Kp4) - узкоколейный (750 мм) паровоз типа 0-4-0, поставлявшийся в послевоенное время в СССР из Польши. Для советских узкоколейных железных дорог (УЖД) было поставлено 790 таких машин. 14 паровозов не прошли госприёмку и остались работать на УЖД Польши, 81 паровоз был построен для колеи 762 мм для работы в Китае и Северной Корее. Всего было построено 885 паровозов. Кп4-483 построен на заводе FABLOK в городе Хшанув (год производства мне неизвестен). 03. Был создан на основе проекта паровоза П24, разработанного в 1941 году на Коломенском заводе. По конструкции эти паровозы аналогичны паровозам Кч4 производства Чехословакии, Кв4 Венгрии, Пт-4 и Кф4 Финляндии и ВП4 Воткинского завода СССР. Все эти машины строились по чертежам серии П24 Коломенского завода. По мере выпуска заводы-изготовители вносили изменения, поэтому паровозы разных лет и разных заводов имеют внешние и конструктивные различия. По мере перехода подвижного состава на тепловозную тягу паровозы списывались и шли на металлолом, но до наших дней сохранилось некоторое количество в виде памятников, в музеях и на детских железных дорогах. 04. В начале 1941 года Коломенский завод завершил проектирование нового типа паровоза для промышленных узкоколейных железных дорог с нагрузкой на ось 4 т. Проект, получивший обозначение П24, вобрал в себя все лучшие разработки Коломенских конструкторов. Широкое применение сварки, а также отказ от дополнительных ёмкостей для воды и топлива позволили сохранить полную массу паровоза в пределах регламентируемых 16 т, при этом многие элементы конструкции были усилены. Впервые в практике отечественного узкоколейного паровозостроения песочница было установлена под одним колпаком с сухопарником. Такое конструктивное решение позволяло в зимнее время избежать смерзания песка. 05. В 1941 году Коломенский завод построил доводочную партию паровозов П24 в количестве 9 штук несколько отличавшихся друг от друга по конструкции. Планировалось провести широкомасштабные испытания, по результатам которых внести необходимые изменения в конструкцию паровоза, устранить все выявленные в ходе испытаний конструктивные недостатки и начать его серийный выпуск. 06. Внезапно начавшаяся Великая Отечественная война нарушила эти планы. В военное время начинать перепрофилирование завода на выпуск нового типа паровозов, переучивать локомотивные и ремонтные бригады было нецелесообразно. С учётом этого, было принято вполне разумное на тот момент решение временно прекратить работы по проекту П24. Производство паровоза началось только после войны, в 1946 году. В Ростове есть ещё один паровоз наследник проекта П24 - Кч4-101, производства Чехословакии. Он стоит на площади между железнодорожным и автовокзалами Ростова. Координаты: 47°15'0.66"С 39°41'55.34"В