551. Танк ИС-3 (Родионово-Несветайская)

Советский тяжёлый танк ИС-3М установлен в центре Родионово-Несветайской слободы в Ростовской области Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - нормальное. Дата съёмки - 06 августа 2020 года. 01. 02. Памятник установлен в честь неуточнённых танкистов. Предположительно, бойцов 39-й танкового полка из состава 82-ой механизированной бригады четвёртого Гвардейского механизированного корпуса, которые 14 февраля 1943 года освободили Родионово-Несветайский район. Дата устройства мемориала мне неизвестна. Предположу, что его построили где-то в 1967-1975 годах, но это не точно. 03. Зато у меня есть новое описание ИС-3 из справочного издания 1981 года: Бронетанковая техника СССР (1920-1974). (Ю.Н. Вараксин, И.В. Бах, С.Ю. Выгодский). 04. Танк ИС-3. Характерные особенности. Корпус и башня танка - оригинальной конфигурации с большими толщинами броневых листов. Лобовые листы корпуса установлены с двойным наклоном под большим углом к вертикали. На литой башне сферической приплюснутой формы боковые стенки тоже имеют большой угол наклона. Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи сделан откидным. Механик-водитель размещается впереди по оси машины. Над его сиденьем имеется люк с крышкой, отодвигающейся в сторону, в которой установлен смотровой прибор. За сиденьем в днище находится люк запасного выхода. 05. В крыше башни прорезан большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке закреплён смотровой прибор заряжающего, в левой расположен командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой установлен смотровой прибор командира. 06. Пушка танка Д-25 спарена с пулемётом ДТМ. Начальная скорость бронебойного снаряда 781 м/с. На крыше башни на турели установлен зенитный пулемёт ДШК. Боекомплект составляет 28 выстрелов раздельного заряжания, 765 патронов к пулемёту ДТМ и 250 патронов к пулемёту ДШК. Для стрельбы прямой наводкой имеется прицел ТШ-17. Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами. Максимальная скорость поворота 12 °/с. Регулирование скорости осуществляется по схеме Леонарда. Электропривод оборудован системой командирского управления: командир может, удерживая цель в поле зрения своего прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с направлением оси канала ствола башня останавливается. 07. Двигатель танка В-11-ИС3 крепится на кронштейнах, приваренных к бортовым листам корпуса. Наружные топливные баки подключены к внутренним и могут быть сброшены. Воздухоочистители поставлены типа "Мультициклон". В систему охлаждения встроен котёл для подогрева охлаждающей жидкости при помощи паяльной лампы. Запуск двигателя осуществляется стартером СТ-700 и воздухом. Инерционный стартер изъят. 08. Силовая передача и ходовая часть - такие же, как и на танке ИС-2. Система электрооборудования однопроводная, 24-вольтовая. Имеются генератор мощностью 1500 Вт и четыре аккумуляторные батареи. 09. Машина оборудована радиостанцией 10-РК-26 и ТПУ-4бисФ. 10. Танк ИС-3 - хорошо бронированная, обладающая мощным вооружением боевая машина. По компоновке, габаритным размерам, конфигурации корпуса и башни он выделялся в лучшую сторону по сравнению со всеми танками этого класса отечественного и зарубежного производства. Недостаточная надёжность в эксплуатации вследствие малой жёсткости корпуса несколько снижала его превосходство над другими танками. 11. Танк ИС-3 в Великой Отечественной войне на советско-германском фронте участия не принимал. 12. Разновидности. В 1948-1952 годах танк ИС-3 подвергался модернизации, направленной на устранение конструктивных недостатков. Были усилены кронштейны крепления двигателя, изменено крепление КП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовой передачи и опорных катков. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен электрический. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. 13. Танк ИС-3М. Характерные особенности. При модернизации танка ИС-3 внесены следующие изменения и дополнения: - увеличена жёсткость корпуса путём введения планок в кормовой лист и раскосов в днище. На днище перед КП вырезан люк и закрыт крышкой, приваренной внакладку с целью увеличения зазора между КП и днищем; - пулемёт ДШК заменён на модернизированный ДШКМ; - уплотнён вращающийся колпак командирского люка; - установлен прибор ночного видения ТВН-2 механика-водителя; 14. - вместо В-11-ИС3 поставлен двигатель В-54К-ИС. Воздухоочистители типа "Мультициклон" заменены на ВТИ-2 с эжекционным удалением пыли. В системе смазки смонтирован новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем. В систему охлаждения встроен подогреватель НИКС-1 с электроприводом; 15. - предусмотрено крепление на корме дополнительных бочек с топливом; - агрегаты силовой передачи и ходовая часть модернизированы так же, как и на танке ИС-2М; - в систему электрооборудования введена двухпроводная цепь дежурного освещения. На корме смонтирована штепсельная розетка внешнего запуска. На части танков снята система командирского управления. Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменены электрическими; 16. - установлены радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120. 17. Модернизация в значительной степени повысила надёжность танка. Цитируется по: Ю.Н. Вараксин, И.В. Бах, С.Ю. Выгодский Бронетанковая техника СССР (1920-1974). Справочное издание. - М.: ЦНИИ информации, 1981 г. стр.261-264. Координаты: 47°36'33.60"С 39°42'47.23"В