В румынских Карпатах,неподалёку от города Брашов есть небольшой городок с железнодорожной станцией Синая.
Рядом с Синаей находится старый королевский замок, построенный в 19-м веке - Замок Пелеш.
До 1947 года в Замке Пелеш жили румынские короли.
После - он стал музеем и домом отдыха румынских деятелей культуры.
А с 1975 по 1990 год являлся одной из резиденций генерального секретаря Румынии Николае Чаушеску.
С тех пор остались некоторые артефакты эпохи.
Например, мой сегодняшний герой - бронеавтомобиль Škoda VOS в железнодорожном исполнении.
Дата съёмки - 11 февраля 2020 года.
Автор фото: Максим Мельник.
01.
02. Škoda VOS (чеш. Vládní osobní speciál — «правительственный легковой специальный») — легковой тяжело- и легкобронированный лимузин представительского класса, выпускавшийся малыми сериями в Чехословакии в 1950—1952 гг.
03. В конце 1948 года генерал Йозеф Павел, тогдашний заместитель министра внутренних дел и командующий пограничной стражей Чехословакии, выражая обеспокоенность ростом напряженности в пограничных районах страны (вследствие перехода власти к КПЧ, второй волны национализации, начала коллективизации, неорганизованного заселения покинутых депортированными судетскими немцами населенных пунктов, роста эмиграции, включая нелегальный переход границы, и антикоммунистического сопротивления, в том числе создание боевых групп, занимавшихся диверсиями и покушениями на партийных, государственных и военных деятелей) выдвинул предложение в короткие сроки разработать и произвести специальный автомобиль для руководства «для поездок исключительно в небезопасных зонах».
04. Первый вариант автомобиля был разработан уже через несколько месяцев, но его вид был слишком брутален.
Было ясно видно, что перед нами бронемашина.
Поэтому было решено построить второй вариант - внешне очень похожий на обычную легковушку, но при этом защищённый внутренней бронекапсулой.
В результате получилась современная машина понтонного дизайна, чем-то похожая на советскую Победу и другие автомобили того времени.
05. Было разработано две внешне идентичные версии Škoda VOS - тяжёлая и легкая.
Тяжелая предназначалась для высшего партийного руководства, а лёгкая для их охраны и сопровождения.
Автомобили различались толщиной брони.
У тяжёлых это была многослойная броня из двух 5-мм бронелистов с проволочной прокладкой.
У лёгких - только один 5-мм бронелист.
Так же отличалось и остекление.
52-мм бронестекла у машины VIP-ов и 8-мм у сопровождения.
Для того, чтобы внешне нельзя было различить эти машины, на стёкла лёгких наносили дополнительный слой тонировки, а опускать стёкла дверей у всех версий можно было только на 5 см.
В Синае стоит тяжёлая версия Škoda VOS, что хорошо заметно по повреждённому лобовому стеклу внушительной толщины.
06. В 1960-е годы эти Чехословацкие броневики разошлись по странам соцлагеря.
Поначалу их использовали по прямому назначению, а затем некоторые перестроили вот в такие бронедрезины для скоростного перемещения защищаемых персон из высшего руководства по железным дорогам.
Одна из румынских Škoda VOS теперь стоит на приколе у вокзала в Синае.
А рядом с ней старый прусский паровоз типа P8 (1910 год) трудившийся сначала в Кёнигсберге, а после 1921 года отработавший несколько десятилетий на румынских ж/д.
Но о нём в другой раз.
Координаты:
45°21'11.78"С
25°33'12.87"В