Автомобиль ПМГ-1 (пожарная машина ГАЗ модель №1) на базе ГАЗ-АА установлен у Пожарной части №1 (улица Семинарская, д.11) в городе Рязань.
Доступ свободный с одной стороны (задняя часть машины за забором), можно трогать. Лазить лучше не надо. Охрана есть.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 08 октября 2016 года.
Автор снимков Екатерина Столярова.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Пожарный автонасос ПМГ-1 на шасси автомобиля ГАЗ-АА 1933 г. выпуска.
Изготовитель - Горьковский автозавод.
03. Над машиной - стелла с бюстом пожарного и колоколом.
04. В сентябре 2015 года машины не было на месте :)
И, если бы не находящийся в ста метрах от этого места Музей ВДВ, то я бы опечалился.
05. Зато был дозорный на каланче.
06. Осенью 2016 года мы застали этот раритет на его месте.
07. ПМГ-1 — пожарный автомобиль (линейка). Годы выпуска: 1932—1941 (?).
Самый массовый довоенный пожарный автомобиль в СССР, фактически с данной пожарной машины началась реальная моторизация пожарного дела в нашей стране.
08. Первые советские пожарные автомобили строились с 1926 года на базе АМО-Ф-15.
За четыре года производства было выпущено 308 машин.
Для Страны Советов это было ничтожное количество.
09. Когда в конце 19201932 году в Нижнем Новгороде (Горьком) было запущено производство лицензионного американского грузовика Ford Model AA почти сразу возник вопрос о пожарном автомобиле на его базе.
В 1932 году появилась пожарная машина ПМГ-1 на базе ГАЗ-АА.
Стандартное шасси (автомобиль с рамой, двигателем, трансмиссией и кабиной) сделанное на Горьковском автозаводе, перегонялось своим ходом на Миусский механический завод (Москва).
Там вносились изменения в трансмиссию (устанавливалась раздаточная коробка).
В задней части машины монтировали центробежный насос Д-20.
На раму шасси устанавливали надстройку с сиденьями для пожарной команды, баком для воды, катушками с выкидными рукавами, лестницей, заборными рукавами и прочим оборудованием.
Схема монтажа и подключения специального оборудования ПМГ-1:
10. Лестницы и заборных рукавов не наблюдается.
11. Прибыв к очагу возгорания, команда из 8 человек первым делом отсоединяла заднюю катушку, закрывавшую доступ к приборам управления насосом.
Если на месте не оказывалось воды, то, как только прокладывали выкидные рукава, водитель включал подачу ее из бака первой помощи, а при необходимости в огонь подавалась пена от подключаемого к системе подачи воды пеногенератора.
12. Если же источник воды имелся, то входной штуцер насоса соединяли с гидрантом заборным рукавом, либо последний с надетой на его окончание сеткой опускали в водоем и запускали насос с включенным вакуум-аппаратом который отключали, убедившись, что вода поступает в брандспойты.
В дальнейшем водитель следил за работой насоса, ствольщики подавали воду в огонь, а остальные, в зависимости от ситуации, помогали им, пользуясь лестницами и пожарными инструментами (в конкретных случаях все могло выглядеть гораздо сложнее).
13. Боковая катушка с выкидным рукавом.
Рукав (брезентовый шланг) одним концом присоединялся к насосу при помощи трёхзубой полугайки Ротта.
Труба со штуцером видна на один "этаж" ниже катушки.
Второй конец рукава соединялся с трубовидным наконечником - брандспойтом - при помощи которого пожарные направляли струю воды на очаг возгорания.
Так же, рукава могли дополнительно соединяться друг с другом для увеличения радиуса действия.
14. Центробежный насос Д-20.
Мог поднять воду с восьмиметровой глубины.
Не боялся песка, ила и мелкого мусора.
Слева на раме ручки управления двигателем (производительность насоса зависела от оборотов мотора).
Над насосом виден бак для воды - "Первая помощь" при тушении - пока насос не подключат к гидранту или источнику воды.
15. Этот автомобиль на ходу.
Периодически он съезжает с пьедестала и принимает участие в парадах и выставках.
16. Передняя подвеска выполнена на одной поперечной четвертьэллиптической рессоре.
Передние и задние тормоза машины - барабанные с механическим приводом.
17. Колёса 6,00 - 20" и 20-ти сантиметровый дорожный просвет помогали машине перемещаться по грунтовкам, полям и лесным дорогам..
18. Машина ПМГ-1 сразу понравилась пожарным за быстроту движения и мягкость хода, за достаточно высокую оснащенность необходимыми принадлежностями, простоту их укладки.
Команда быстро прибывала к огню и сходу вступала в борьбу с ним.