Завершающая статья про Музей ВДВ в Рязани будет посвящена авиадесантной самоходной артиллерийской установке СУ-85.
Дата съёмки - 03 сентября 2015 и 8 октября 2016 года (Я и Екатерина Столярова).
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. АСУ-85 - боевая машина воздушно-десантных войск, авиадесантная самоходная артиллерийская установка (САУ) на базе плавающего легкого танка ПТ-76.
Основная самоходная артиллерийская установка, которая находилась на вооружении воздушно-десантных войск ВС Советского Союза в период с 1959 года до момента поступления на вооружение в конце 1960-х годов БМД-1.
АСУ-85 заменила в эксплуатации АСУ-57.
03. На протяжении многих лет штатной самоходной противотанковой пушкой советских ВДВ являлась АСУ-57.
Ее оглушительный успех породил у советского командования желание заиметь еще и среднюю самоходку, оснащенную 85-миллиметровой пушкой.
В связи с этим в 1951 году на Мытищинском машиностроительном заводе приступили к разработке проекта новой самоходной артиллерийской установки.
Данной разработкой занимались в ОКБ-40.
Работами руководил Николай Александрович Астров – создатель танков Т-29, -38 , -40 , -60 , -70, -80.
По первоначальному замыслу Астрова для проектируемой самоходки (разрабатывалась под обозначением "Объект 573") предполагалось использовать механизмы и узлы легкого плавающего танка ПТ-76, но со стороны представителей заказчика и Совета министров прозвучало жесткое требование широкого применения автомобильных агрегатов.
В частности, освоенный промышленностью и хорошо зарекомендовавший себя при эксплуатации в войсках дизельный двигатель В-6, в спроектированном силовом отделении был заменен двухтактным автомобильным дизелем ЯМЗ-206В производства Ярославского моторного завода.
Различные версии этого двигателя массово применялись в народном хозяйстве.
Семилитровую шестицилиндровую версию (ЯАЗ-206) устанавливали на автомобили КРАЗ-219, ЯАЗ-210 и др.
Четырёх с половиной литровую четырёхцилиндровую (ЯАЗ-204) - на ЯАЗ-200, МАЗ-205, МАЗ-501 и др.
04. Корпус самоходки - короб.
Для корпуса использовались катанные броневые листы, установленные под рациональными углами наклона.
Лобовой наклонен на 45 градусов и обеспечивает защиту экипажа от бронебойных снарядов среднего и малого калибра.
Крыша боевого отделения сварная, к бортам части крепится с помощью клепки.
На крыше боевого отделения сзади два одинаковых четырехугольных люка.
На правой скуле боевого отделения установлен смотровой прибор механика-водителя, на левой – поручень для посадки.
На крыше моторно-трансмиссионного отделения два гофрированных люка, крышка заправочной горловины и жалюзи.
Гофрированное днище имеет люк запасного выхода.
05. На кормовом листе устанавливается ящики ЗИП, пара дымовых шашек БДШ-5.
На машине поперек кормовой части корпуса был установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-206В.
Для достижения необходимой мощности конструкторам пришлось применить довольно большую, однако не требующую лишних энергозатрат эжекционую систему охлаждения.
Механическая трансмиссия, расположенная рядом с двигателем включала в себя главный фрикцион, редуктор, коробку передач, два планетарных механизма поворота и бортовые редукторы.
С целью увеличения запаса хода на кормовой части АСУ-85 дополнительно были установлены два топливных бака.
06. Боевое отделение находилось в средней части машины.
Справа от пушки друг за другом находились места заряжающего и командира.
Слева от пушки находилось место наводчика.
07. Основным вооружением была 85-мм пушка 2А15 (заводское обозначение — Д-70), имевшая ствол моноблок, оборудованная дульным тормозом и эжектором для удаления остатков пороховых газов из ствола.
Затвор был аналогичен пушке Ч-51М (установленной на АСУ-57), вертикальный, клиновой с полуавтоматикой копирного типа.
08. В носовой части справа находилось отделение управления, в котором располагалось место механика-водителя.
09. Слева от продольной оси самоходки в лобовом листе амбразура для пушки Д-70 и спаренного с ней пулемета СГМТ (прикрыт бронемаской), справа – расположены приборы наблюдения механика-водителя.
По краям лобового листа смонтированы фары оснащенные светомаскировочными насадками в ограждении.
10. Гусеничный движитель состоял из двух ведущих заднерасположенных колес, двух направляющих колес имеющих механическое натяжение цепей, двенадцати однорядных опорных обрезиненных катков среднего диаметра и металлических гусеничных цепей.
Подвеска - индивидуальная, торсионная с гидроамортизаторами поршневого типа на задних и передних узлах.
11. Ближе к люку наводчика на левом борту расположен смотровой прибор Б-1, под ним бронезаслонка бойницы и скобы прикрепления банника и брезента.
12. Бортовой номер - 534.
Цифры прикручены к броне.
13. Объёмный символ крылатой пехоты на верхней лобовой детали корпуса.