АСУ-85 (Рязань)

Завершающая статья про Музей ВДВ в Рязани будет посвящена авиадесантной самоходной артиллерийской установке СУ-85.
Дата съёмки - 03 сентября 2015 и 8 октября 2016 года (Я и Екатерина Столярова).
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. АСУ-85 - боевая машина воздушно-десантных войск, авиадесантная самоходная артиллерийская установка (САУ) на базе плавающего легкого танка ПТ-76. Основная самоходная артиллерийская установка, которая находилась на вооружении воздушно-десантных войск ВС Советского Союза в период с 1959 года до момента поступления на вооружение в конце 1960-х годов БМД-1. АСУ-85 заменила в эксплуатации АСУ-57.





03. На протяжении многих лет штатной самоходной противотанковой пушкой советских ВДВ являлась АСУ-57. Ее оглушительный успех породил у советского командования желание заиметь еще и среднюю самоходку, оснащенную 85-миллиметровой пушкой. В связи с этим в 1951 году на Мытищинском машиностроительном заводе приступили к разработке проекта новой самоходной артиллерийской установки. Данной разработкой занимались в ОКБ-40. Работами руководил Николай Александрович Астров – создатель танков Т-29, -38 , -40 , -60 , -70, -80. По первоначальному замыслу Астрова для проектируемой самоходки (разрабатывалась под обозначением "Объект 573") предполагалось использовать механизмы и узлы легкого плавающего танка ПТ-76, но со стороны представителей заказчика и Совета министров прозвучало жесткое требование широкого применения автомобильных агрегатов. В частности, освоенный промышленностью и хорошо зарекомендовавший себя при эксплуатации в войсках дизельный двигатель В-6, в спроектированном силовом отделении был заменен двухтактным автомобильным дизелем ЯМЗ-206В производства Ярославского моторного завода. Различные версии этого двигателя массово применялись в народном хозяйстве. Семилитровую шестицилиндровую версию (ЯАЗ-206) устанавливали на автомобили КРАЗ-219, ЯАЗ-210 и др. Четырёх с половиной литровую четырёхцилиндровую (ЯАЗ-204) - на ЯАЗ-200, МАЗ-205, МАЗ-501 и др.



04. Корпус самоходки - короб. Для корпуса использовались катанные броневые листы, установленные под рациональными углами наклона. Лобовой наклонен на 45 градусов и обеспечивает защиту экипажа от бронебойных снарядов среднего и малого калибра. Крыша боевого отделения сварная, к бортам части крепится с помощью клепки. На крыше боевого отделения сзади два одинаковых четырехугольных люка. На правой скуле боевого отделения установлен смотровой прибор механика-водителя, на левой – поручень для посадки. На крыше моторно-трансмиссионного отделения два гофрированных люка, крышка заправочной горловины и жалюзи. Гофрированное днище имеет люк запасного выхода.



05. На кормовом листе устанавливается ящики ЗИП, пара дымовых шашек БДШ-5. На машине поперек кормовой части корпуса был установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-206В. Для достижения необходимой мощности конструкторам пришлось применить довольно большую, однако не требующую лишних энергозатрат эжекционую систему охлаждения. Механическая трансмиссия, расположенная рядом с двигателем включала в себя главный фрикцион, редуктор, коробку передач, два планетарных механизма поворота и бортовые редукторы. С целью увеличения запаса хода на кормовой части АСУ-85 дополнительно были установлены два топливных бака.



06. Боевое отделение находилось в средней части машины. Справа от пушки друг за другом находились места заряжающего и командира. Слева от пушки находилось место наводчика.




07. Основным вооружением была 85-мм пушка 2А15 (заводское обозначение — Д-70), имевшая ствол моноблок, оборудованная дульным тормозом и эжектором для удаления остатков пороховых газов из ствола. Затвор был аналогичен пушке Ч-51М (установленной на АСУ-57), вертикальный, клиновой с полуавтоматикой копирного типа.




08. В носовой части справа находилось отделение управления, в котором располагалось место механика-водителя.




09. Слева от продольной оси самоходки в лобовом листе амбразура для пушки Д-70 и спаренного с ней пулемета СГМТ (прикрыт бронемаской), справа – расположены приборы наблюдения механика-водителя. По краям лобового листа смонтированы фары оснащенные светомаскировочными насадками в ограждении.




10. Гусеничный движитель состоял из двух ведущих заднерасположенных колес, двух направляющих колес имеющих механическое натяжение цепей, двенадцати однорядных опорных обрезиненных катков среднего диаметра и металлических гусеничных цепей. Подвеска - индивидуальная, торсионная с гидроамортизаторами поршневого типа на задних и передних узлах.



11. Ближе к люку наводчика на левом борту расположен смотровой прибор Б-1, под ним бронезаслонка бойницы и скобы прикрепления банника и брезента.



12. Бортовой номер - 534. Цифры прикручены к броне.



13. Объёмный символ крылатой пехоты на верхней лобовой детали корпуса.


Координаты:
54°37'58.52"С
39°44'10.87"В