Ту-16 (Рязань)

Советский реактивный бомбардировщик Ту-16 находится у въезда в военный городок аэродрома Дягилево в городе Рязань.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - среднее.
Дата съёмки - 03 сентября 2015 года.
В полукилометре от памятника (на авиабазе) находится Рязанский музей Дальней авиации (сайт), работающий по фантастически неудобному графику (только рабочие дни с 8 до 17 часов), только по предварительной записи и только с группами от пяти человек.
Я не смог попасть, потому что не подходил по всем трём пунктам :(
На открытой площадке музея стоят Ту-16, М-4, Ту-22П, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. На плите: 50 летие ЦБП (Центр боевого применения основан в 1955 году => 2005 год). За самолётом ещё один камень - Героям неба.





03. Ту-16 (изделие "Н", по кодификации НАТО: Badger — "Барсук") - советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.



04. Во второй половине 1940-х годов было ясно, что будущее дальней бомбардировочной авиации за самолётами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями. Это подтвердили и итоги Корейской войны, показавшие сложность прорыва мощной эшелонированной ПВО тихоходными, хоть и хорошо вооружёнными B-29. Кроме того, советскому военно-морскому флоту требовался самолёт, который мог бы служить эффективным средством сдерживания против превосходящих надводных сил западных флотов.



05. В 1949 году СССР провёл испытания ядерной бомбы РДС-1 и начал подготовку к серийному производству бомбы РДС-3. Вновь создаваемые дальние бомбардировщики должны были быть в состоянии доставить к цели это изделие с учетом того, что его вес превышал пять тонн. Кроме того, ядерный боеприпас требует для своего размещения подогреваемого бомбового отсека, а в конструкции самолёта должны быть приняты меры по защите от воздействия поражающих факторов ядерного оружия.



06. Ту-16 был принят на вооружение в мае 1953 года. Первый серийный самолёт сошёл со стапелей в Казани 29 октября 1953 года. В общей сложности серийное производство Ту-16 происходило на трёх заводах с 1953 года до конца 1963 года. на Казанском авиазаводе было выпущено 800 машин, на Куйбышевском авиазаводе N1 - 543 (в 1954—1960 годах) и на Воронежском — 166. Всего было построено 40 серий Ту-16 11-ти основных модификаций. В дальнейшем строевые самолёты неоднократно дорабатывались и переоборудовались. Насчитывалось более 50 модификаций самолёта.




07. Силовые элементы крыла проходят сквозь воздушный тракт двигателя.




08. Кабина штурмана. Стёкла закрашены изнутри. В левой части снимка обтекатель курсовой пушечной установки ПУ-88 (само орудие АМ-23 снято).




09. Хвостовая часть фюзеляжа, оперение и гермокабина стрелка (Командира огневых установок). КОУ мог управлять всем оборонительным вооружением самолёта при помощи своей прицельной станции.




10. Остатки кормовой пушечной установки ДК-7. Несмотря на близость стрелок не наводит пушки руками - только через приводы и прицельную станцию.



11. Нижняя пушечная установка (ДТ-Н7, пушки демонтированы), створки бомболюка.



12. Над фонарём кабины лётчиков виден выступ-рог. Это антенная станция "Роговица". Её наличие помогает идентифицировать самолёт, как Ту-16КСР-2-5. Это ракетоносец из противоавианосного комплекса К-26. Система дальнего действия К-26 была разработана во исполнение постановления Совета Министров СССР от 11 августа 1962 г. Она предназначалась для ударов самолетами-снарядами по радиолокационно-контрастным морским и наземным целям (самолеты-снаряды типа КСР-2, КСР-5) и работающим корабельным и наземным РЛС. В состав системы входили:





13. Но не всё так просто в идентификации этого экземпляра Ту-16. Любопытной особенностью самолёта оказались "ласты" на консолях крыльев. Обычно у Ту-16 крыло заканчивается после элерона, а здесь оно продолжается ещё на пол-метра явно дополнительным элементом.



14. Этот элемент на правой консоли крыла.



15. Выглядит явно инородно. Поиск по мануалам и описаниям подсказывает, что это фрагменты оборудования для выполнения воздушной дозаправки.



16. Заканчиавется вот таким отверстием. Консоль - правая - следовательно это самолёт-танкер - Ту-16З (Заправщик). Из отверстия выходил назад топливный шланг, к которому особым образом "пристраивался" своим левым крылом заправляемый самолёт. Такой вариант дозаправки называется "с крыла на крыло". Дозаправка значительно расширяла радиус действия Дальней Авиации поэтому активно применялась и продолжает применяться в Российских ВКС.


Подробное видео процесса можно посмотреть в этом ролике. Дозаправка Ту-16 начинается в 2:25. В танкеры переоборудовались некоторые строевые самолёты Ту-16 и часть снимаемых с вооружения. По всей видимости этот Ту-16КСР-2-5 был переоборудован в Ту-16З.
17. Носовая управляемая стойка шасси. Размерность колёс 900х275.



18. Основные стойки шасси.



19. Чтобы не колёса не сдувались под стойками установлены упоры.



20. При уборке шасси складывались назад с переворотом тележки для более компактного размещения в обтекателе. Размерность колёс 1100х330.


Координаты:
54°39'34.46"С
39°35'35.26"В