Советский реактивный бомбардировщик Ту-16 находится у въезда в военный городок аэродрома Дягилево в городе Рязань.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - среднее.
Дата съёмки - 03 сентября 2015 года.
В полукилометре от памятника (на авиабазе) находится Рязанский музей Дальней авиации (сайт), работающий по фантастически неудобному графику (только рабочие дни с 8 до 17 часов), только по предварительной записи и только с группами от пяти человек.
Я не смог попасть, потому что не подходил по всем трём пунктам :(
На открытой площадке музея стоят Ту-16, М-4, Ту-22П, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. На плите: 50 летие ЦБП (Центр боевого применения основан в 1955 году => 2005 год).
За самолётом ещё один камень - Героям неба.
03. Ту-16 (изделие "Н", по кодификации НАТО: Badger — "Барсук") - советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт.
Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др.
Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.
04. Во второй половине 1940-х годов было ясно, что будущее дальней бомбардировочной авиации за самолётами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями.
Это подтвердили и итоги Корейской войны, показавшие сложность прорыва мощной эшелонированной ПВО тихоходными, хоть и хорошо вооружёнными B-29.
Кроме того, советскому военно-морскому флоту требовался самолёт, который мог бы служить эффективным средством сдерживания против превосходящих надводных сил западных флотов.
05. В 1949 году СССР провёл испытания ядерной бомбы РДС-1 и начал подготовку к серийному производству бомбы РДС-3.
Вновь создаваемые дальние бомбардировщики должны были быть в состоянии доставить к цели это изделие с учетом того, что его вес превышал пять тонн.
Кроме того, ядерный боеприпас требует для своего размещения подогреваемого бомбового отсека, а в конструкции самолёта должны быть приняты меры по защите от воздействия поражающих факторов ядерного оружия.
06. Ту-16 был принят на вооружение в мае 1953 года.
Первый серийный самолёт сошёл со стапелей в Казани 29 октября 1953 года.
В общей сложности серийное производство Ту-16 происходило на трёх заводах с 1953 года до конца 1963 года.
на Казанском авиазаводе было выпущено 800 машин, на Куйбышевском авиазаводе N1 - 543 (в 1954—1960 годах) и на Воронежском — 166.
Всего было построено 40 серий Ту-16 11-ти основных модификаций.
В дальнейшем строевые самолёты неоднократно дорабатывались и переоборудовались.
Насчитывалось более 50 модификаций самолёта.
07. Силовые элементы крыла проходят сквозь воздушный тракт двигателя.
08. Кабина штурмана.
Стёкла закрашены изнутри.
В левой части снимка обтекатель курсовой пушечной установки ПУ-88 (само орудие АМ-23 снято).
09. Хвостовая часть фюзеляжа, оперение и гермокабина стрелка (Командира огневых установок).
КОУ мог управлять всем оборонительным вооружением самолёта при помощи своей прицельной станции.
10. Остатки кормовой пушечной установки ДК-7.
Несмотря на близость стрелок не наводит пушки руками - только через приводы и прицельную станцию.
11. Нижняя пушечная установка (ДТ-Н7, пушки демонтированы), створки бомболюка.
12. Над фонарём кабины лётчиков виден выступ-рог.
Это антенная станция "Роговица".
Её наличие помогает идентифицировать самолёт, как Ту-16КСР-2-5.
Это ракетоносец из противоавианосного комплекса К-26.
Система дальнего действия К-26 была разработана во исполнение постановления Совета Министров СССР от 11 августа 1962 г.
Она предназначалась для ударов самолетами-снарядами по радиолокационно-контрастным морским и наземным целям (самолеты-снаряды типа КСР-2, КСР-5) и работающим корабельным и наземным РЛС.
В состав системы входили: