Советский гусеничный трактор ДТ-54 установлен на обочине дороги Вязьма-Юхнов у деревни Красный холм.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - удовлетворительное.
Дата съёмки - 02 мая 2018 года.
01.
02. Памятник установлен в честь механизаторов Кайдаковцев, погибших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 и первых трактористов совхоза.
Кайдаково - следующая деревня по Р132 в направлении Вязьмы.
03. Рядом с трактором большое Поле Памяти.
На нём покоятся советские солдаты, погибшие в этих местах.
Захоронения найденных поисковиками красноармейцев продолжаются и в наши дни.
04. Десятки могил, сотни имён.
Солдаты, офицеры, добровольцы, ополченцы.
Все лежат здесь.
(таблички:
1,
2,
3)
05. Отдельный памятник погибшим музыкантам Государственного духового оркестра СССР.
Почти в полном составе музыканты оркестра пошли добровольцами на фронт и погибли здесь в октябре 1941-го.
(
табличка)
06. Солдатские каски на крыше бетонной огневой точки.
07. Трактор смотрится несколько инородно на этом печальном месте, но пусть так.
08. Сделан этот ДТ-54 на Алтайском Тракторном Заводе (АТЗ) в 1978 году.
09. АТЗ был построен в городе Рубцовск Алтайского края.
Осенью 1941 года началась эвакуация Харьковского Тракторного Завода (ХТЗ).
Большая часть оборудования пошла в Рубцовск, где с декабря 1941 года начали заново строить тракторный завод.
Первые трактора модели АСХТЗ-НАТИ покинули ворота АТЗ в августе 1942 года.
10. АТЗ активно выпускал трактора, первая тысяча была построена уже в 1943 году.
А ещё через год конструкторы АТЗ разработали новый трактор - будущий ДТ-54.
Производство новой машины начали уже после войны.
Первыми заводами, серийно выпускавшими ДТ-54 стали ХТЗ и СТЗ.
Было это в 1949 году.
Через три года к выпуску ДТ-54 присоединился и сам Алтайский завод.
Всего, силами трёх заводов, с 1949 по 1979 годы было построено 957900 гусеничных тракторов ДТ-54.
11. Алтайский завод успешно работал до распада СССР, потом темпы производства упали.
Окончательно завод разорился и был распродан не так уж и давно - в 2011 году.
12. Трактор ДТ-54 обладал простой конструкцией и высокой ремонтопригодностью.
Чтобы не заморачивать наукой трактористов сервисные операции были отлиты на корпусе.
Например, в задней части нужно смазывать некоторые точки - эти места обозначены литыми стрелками с подписями ШПРИЦЕВАТЬ.
13. Ходовая часть ДТ-54 состоит из четырёх балансирных кареток с витыми горизонтальными пружинами, двух поддерживающих катков, заднего ведущего колеса и ленивца.
14. Ведущее колесо зубчатого зацепления.
15. Каретка с опорными катками.
Над кареткой поддерживающий каток.
16. Направляющее колесо - Ленивец.
17. Простая система натяжения гусениц на основе винта и гаек.
18. Памятник трактористам и заводу.
Координаты:
55° 5'32.15"С
34°19'39.00"В