Трактор ДТ-54 (Красный холм)

Советский гусеничный трактор ДТ-54 установлен на обочине дороги Вязьма-Юхнов у деревни Красный холм. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - удовлетворительное. Дата съёмки - 02 мая 2018 года. 01. 02. Памятник установлен в честь механизаторов Кайдаковцев, погибших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 и первых трактористов совхоза. Кайдаково - следующая деревня по Р132 в направлении Вязьмы. 03. Рядом с трактором большое Поле Памяти. На нём покоятся советские солдаты, погибшие в этих местах. Захоронения найденных поисковиками красноармейцев продолжаются и в наши дни. 04. Десятки могил, сотни имён. Солдаты, офицеры, добровольцы, ополченцы. Все лежат здесь. (таблички: 1, 2, 3) 05. Отдельный памятник погибшим музыкантам Государственного духового оркестра СССР. Почти в полном составе музыканты оркестра пошли добровольцами на фронт и погибли здесь в октябре 1941-го. (табличка) 06. Солдатские каски на крыше бетонной огневой точки. 07. Трактор смотрится несколько инородно на этом печальном месте, но пусть так. 08. Сделан этот ДТ-54 на Алтайском Тракторном Заводе (АТЗ) в 1978 году. 09. АТЗ был построен в городе Рубцовск Алтайского края. Осенью 1941 года началась эвакуация Харьковского Тракторного Завода (ХТЗ). Большая часть оборудования пошла в Рубцовск, где с декабря 1941 года начали заново строить тракторный завод. Первые трактора модели АСХТЗ-НАТИ покинули ворота АТЗ в августе 1942 года. 10. АТЗ активно выпускал трактора, первая тысяча была построена уже в 1943 году. А ещё через год конструкторы АТЗ разработали новый трактор - будущий ДТ-54. Производство новой машины начали уже после войны. Первыми заводами, серийно выпускавшими ДТ-54 стали ХТЗ и СТЗ. Было это в 1949 году. Через три года к выпуску ДТ-54 присоединился и сам Алтайский завод. Всего, силами трёх заводов, с 1949 по 1979 годы было построено 957900 гусеничных тракторов ДТ-54. 11. Алтайский завод успешно работал до распада СССР, потом темпы производства упали. Окончательно завод разорился и был распродан не так уж и давно - в 2011 году. 12. Трактор ДТ-54 обладал простой конструкцией и высокой ремонтопригодностью. Чтобы не заморачивать наукой трактористов сервисные операции были отлиты на корпусе. Например, в задней части нужно смазывать некоторые точки - эти места обозначены литыми стрелками с подписями ШПРИЦЕВАТЬ. 13. Ходовая часть ДТ-54 состоит из четырёх балансирных кареток с витыми горизонтальными пружинами, двух поддерживающих катков, заднего ведущего колеса и ленивца. 14. Ведущее колесо зубчатого зацепления. 15. Каретка с опорными катками. Над кареткой поддерживающий каток. 16. Направляющее колесо - Ленивец. 17. Простая система натяжения гусениц на основе винта и гаек. 18. Памятник трактористам и заводу. Координаты: 55° 5'32.15"С 34°19'39.00"В